Переремонт оттягивает у города все больше сил и средств

Аварийные дома ждут подрядчиков. Только в мае через торги, проведенные Фондом капремонта, прошли (или еще проходят) около 90 таких объектов. И подрядчиков, по мнению специалистов фонда, найдут не все. Их просто не хватит.

Переремонт оттягивает у города все больше сил и средств | Аварийности нет? Живите спокойно.../ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Аварийности нет? Живите спокойно.../ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Не прогибайся, балка

АВР — аварийно-восстановительный ремонт — так называется этот вид работ. Строго говоря, дома, в которых его проводят, аварийными не признаны. Ведь такое признание — юридическое действо, означающее, что дом необходимо снести или реконструировать, предварительно, естественно, расселив.

Ну а АВР — это: прогнившую балку заменить, поменять участок перекрытия, обновить кирпичную кладку… Чаще всего без расселения. Каким бы ни был масштаб бедствия (на 100 тысяч рублей или на 20 миллионов) — в документах Фонда капремонта это равно АВР.

По большому счету этот вид работ внесистемный. В региональной программе, на основе которой и должны формироваться краткосрочные (на год — три) программы, его нет. Там: фундаменты, кровли, трубы, лифты… Однако его — внесистемного — становится ныне все больше и больше, и он оттягивает все больше денег и сил.

В нынешней программе восстановительного ремонта есть доходные дома XIX и модерн 30‑х годов XX века, «немецкие» домики и «сталинки», «хрущевки» и уже даже панельные дома. И дело не только в том, что город ветшает. Ремонтники говорят: отсутствие аварийности — это следствие «недообследованности».

В этом смысле работа Фонда капремонта сыграла свою роль: чем активнее меняют трубы, лифты и кабели, тем больше находят трещин и гнили в конструктивных элементах. В иных случаях проблематично, к примеру, «выдрать» старый лифт и «вставить» новый без того, чтобы поменять перекрытия.

«Берковскому» нужны деньги

Самыми крупными проектами АВР 2023 года, очевидно, станут работы в «сталинке» на улице Бабушкина, 52 (более 28 миллионов рублей), в доме общества «Петербургский частный ломбард» на углу 7‑й Советской и Суворовского проспекта (более 22,6 миллиона рублей), в доходном доме начала XX века на Садовой, 105 (16 миллионов).

На дом Берковского на перекрестке Съезжинской улицы и Татарского переулка в нынешнем году, если уместно так выразиться, вовсе обрушится денежный дождь: сначала 16,3 миллиона рублей на АВР, а затем еще 90 миллионов на ремонт фасада.

Более 10 миллионов на замену перекрытий получил дом № 8 по Кирочной. Между прочим, объект культурного наследия: часть комплекса евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны. На деньги фонда также ликвидируют аварийность другого памятника — дома Быховского на Каменно­островском проспекте, 9/2. Здешние работы тоже стоят около 10 миллионов рублей.

Значительным не только в материальном, но и в историческом смысле станет аварийно-восстановительный ремонт (можно сказать, наконец‑то) домов 5 по улице Восстания в Кронштадте и 34 (корпус 1) по 2‑му Муринскому проспекту. Совершенно разные объекты! Но каждый имеет свою неповторимую и трагическую историю.

Дом на улице Восстания — четырехэтажная краснокирпичная казарма середины XIX века, превращенная в веке XX сначала в общагу, а затем и в обычное жилье. О житье-бытье здешних обитателей ходят легенды, здесь можно снимать бытовые «ужастики»: прогибаются полы, валятся потолки. И вот теперь, будем надеяться, в доме хотя бы заменят аварийные перекрытия. На это выделено 6,5 миллиона рублей.

2‑й Муринский, 34, — дом ученых. Его построили в 1964 году специально для цвета советской науки. Одним из его жителей — вплоть до своей кончины — был академик Д. С. Лихачев. Этот дом не вполне обычная, но все же «хрущевка». И, как почти все «хрущевки», находится в неудовлетворительном состоянии. Город выделил более 14 миллионов рублей на АВР. Работы еще не начались.

Менее дорогими, но ничуть не менее значимыми будут восстановительные работы в Большом Казачьем переулке, 16, на Бронницкой, 16, в Дмитровском переулке, 10, на Кирочной, 5… И еще в большом количестве домов.

Все это лишь малая толика АВР, который фонд планирует сделать в нынешнем году… Разумеется, если на каждый объект найдется подрядчик. Похоже, эта программа станет одной из самых насыщенных по количеству выделенных денег и выбранных объектов.

Одновременно начинается обследование домов, которые войдут в аналогичные программы последующих лет. Так, обследования наконец дождались пятиэтажки на улице Шаумяна. И к ремонту начнут готовить очередные исторические здания Васильевского острова, Петроградской стороны, Центрального и Адмиралтейского районов.

Первым объектом, где уже развернулся АВР, стал доходный дом Императорского человеколюбивого общества на Литейном, 31. Перекрытия в части здания находились в аварийном состоянии. В прошлом году жителей двух квартир отселили на время. Старые перекрытия уже демонтировали. Начат монтаж новых.

Похожий проект подрядная компания реализует в доме № 22 (корпус 2) по Бумажной улице. Это довоенная «сталинка», в которой тоже обнаружены аварийные подвальные перекрытия. В течение пары месяцев их заменят.

Если повторение невозможно…

Между тем в городе появился еще один вид работ, за который будет платить фонд: устранение ранее выявленных нарушений. Пока в перечне единицы объектов. К примеру, фасад дома № 47 (корпус 1) по Богатырскому проспекту. «Ранее выявленные нарушения» здесь имеют отношение к ремонту 2014 года. Как говорится, не поздновато ли выявили? Все же девять лет прошло.

Похоже, за формулировкой «устранение» скрывается повторный ремонт фасада, который трид­цатилетней региональной прог­раммой не предусмотрен. В ней изначально крыши, фасады, ­системы жизнеобеспечения всех жилых домов города были выстроены в единую очередь: в зависимости от нормативных сроков эксплуатации. По федеральным правилам, после капремонта второй «подход» к объекту не предусмотрен. Во всяком случае пока не будет принята ­программа на следующие десятилетия.

По таким правилам уже прошедшему ремонт фасаду дома на Богатырском сейчас уж точно ничего не светило бы. Но куда деваться, если облицовка падает на головы, а состав, герметизирующий стыки между панелями, крошится? Вот и возникла формулировка «устранение». Как бы не ремонт, а эдакое ма-а-аленькое дело! Между тем в 2023 году фонд намерен потратить 13,7 миллиона рублей на фасад, который в 2014‑м отремонтировали за без малого 10 миллионов.

По новой придется настилать кровлю на Гражданском проспекте, 23 (корпус 4), сделанную в 2020 году. Здесь гарантия еще не завершилась, кровля протекла. Результат: фонд снова ищет подрядчика на новый полноценный ремонт, называя его «устранением нарушений» и планируя потратить 4,5 миллиона рублей.

Разумеется, в городе куда больше жилых зданий, которые нуждаются в ликвидации аварийности или во вторичном ремонте. В прог­рамму попадают те, которые усилиями собственников и управляющих компаний оказываются в поле зрения районных администраций. Ну а местные власти уже начинают «хлопотать выше». Правда, если этот процесс пойдет слишком уж активно, то программа капитального ремонта может свестись к установке новых лифтов (это главная и самая дорогостоящая часть), срочной ликвидации аварийности и «переремонту».


#ремонт #дома #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7431) от 07.06.2023 под заголовком «Переремонт».


Комментарии