Пандемия увеличила число самозанятых в Петербурге
Если человек не хочет работать на чужого дядю, а денег маловато на собственное большое дело, то можно пойти в самозанятые. В России такой статус возможен благодаря принятому в конце 2018 года специальному федеральному закону. Пандемия коронавируса ускорила рост рядов тех, кто работает сам на себя, в том числе и в Петербурге.
ФОТО pixabay
Самозанятые не только не имеют работодателя, у них нет и наемных работников. Государство позволяет им за год заработать не больше 2,4 млн рублей (200 тысяч рублей в месяц), они платят щадящий налог (на профессиональный доход), если продают услуги или товары таким же гражданам, то 4%, а если юрлицам – 6%. Причем если нет дохода, то и налога нет. А еще таким трудовым одиночкам не нужен кассовый аппарат, у них нет налоговой отчетности, а регистрация в качестве самозанятого происходит через специальное приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Правда, самозанятые не делают отчислений в Пенсионный фонд, так что о старости должны думать тоже сами.
В прошлом году идею о самозанятых обкатали в четырех регионах, а в 2020-м к ним присоединились еще 19 регионов, в том числе и Петербург, ставший лидером этой второй волны по числу зарегистрированных в новом формате деятельности. С июля нынешнего года работать на себя можно уже по всей стране. Причем в разгар коронакризиса об этой категории тружеников федеральные власти не забыли: тем, кто работал на таком режиме в минувшем году, вернули весь уплаченный налог, а всем нынешним самозанятым выдали материальную помощь в размере МРОТ (12 130 рублей), которой можно оплатить следующий налог. Кроме того, всем, кто перешел на налог на профессиональный доход, положен налоговый вычет 10 тысяч рублей. Так что к такому правовому формату стали присматриваться и индивидуальные предприниматели (к слову, стать самозанятым позволяется с 16 лет).
Как сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, последняя статистика насчитала в Северной столице 48 790 человек, вставших на путь самозанятости. Причем около 4 тысяч еще совсем недавно были индивидуальными предпринимателями, имевшими более существенное налогообложение. Конечно, растущая безработица тоже может стимулировать уход в этот формат занятости. И если так пойдет и дальше, то страна точно выполнит федеральную установку выйти к 2024 году на 25 млн самозанятых россиян. Безусловно, уверен бизнес-омбудсмен, этому поспособствует и отмена со следующего года единого налога на вмененный доход: предприниматели будут уходить либо на упрощенную систему налогообложения, на патенты, либо подадутся в самозанятые.
Интересный факт: по словам Александра Абросимова, в приемную аппарата бизнес-омбудсмена за время пандемии самозанятые не обращались. А вот малый бизнес и индивидуальные предприниматели нередко напоминают о своих проблемах. В частности, до сих пор не решен вопрос по расширению ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), что не позволяет многим рассчитывать на государственную поддержку из-за последствий противоэпидемических ограничений. Это может стать толчком к переходу в статус самозанятых, но Абросимов считает, что нужно поддерживать имеющийся малый и средний бизнес, не допускать как раз за их счет роста количества самозанятых, поскольку они более ответственны, соблюдают все законодательные нормы и платят немалые налоги.
Такую позицию поддержала и омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Северо-Запада Ляля Садыкова. Во время пандемии появились много парикмахеров, мастеров маникюра, ушедших в свободное плавание, о чем можно судить по выросшему числу рекламных объявлений. Когда закрывались салоны красоты и парикмахерские, начали работать «квартирники», коворкинги, куда предприимчивые граждане нанимают самозанятых. По мнению Садыковой, их услуги практически бесконтрольны, и большой вопрос, как ими соблюдаются санитарные нормы, что особенно важно в условиях пандемии. Предпринимательница опасается, что в итоге «мы потеряем до 50% отрасли».
С прошлого года наметилась такая тенденция – работодатели ради минимизации налоговых платежей стали переводить своих сотрудников в самозанятые. Правда, это сразу же постаралась пресечь ФНС: появился закон, запрещающий в течение двух лет после перехода в статус самозанятого выполнять заказы от предыдущего работодателя. И налоговики теперь проверяют самозанятых и компании, на которые они трудились.
Совсем недавно стало известно, что Минэкономразвития и ФНС определят критерии, которые позволят разграничивать самозанятость и предпринимательство. Как отметил министр экономического развития Максим Решетников, самозанятость должна остаться определенной нишей, которую не должно полностью поглотить предпринимательство. Кроме того, чиновники озаботились вопросом, должны ли самозанятые маркировать свой товар.
Очевидно, что такие люди – благо для государства: они, что называется, сами садик сажают, сами его поливают. Например, в Германии к данной категории относится почти каждый десятый работающий немец.
Это достаточно свободный статус, его можно быстро получить и быстро от него отказаться, напоминает директор Центра развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге Лев Кузнецов. Соответственно, новый формат занятости будет становиться более распространенным, а болезни роста по мере «взросления» должны изживаться. Так, юрист Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Юлия Чарноцкая полагает, что самозанятых необходимо «привести к общему знаменателю по соблюдению требований Роспотребнадзора», чтобы оказанная ими услуга была качественной и безопасной.
Также необходимы проекты по обучению людей, решивших быть самостоятельными, а не наемными работниками. К слову, Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Петербурге планирует в следующем году отдельный блок, посвященный именно работе с самозанятыми, в рамках программы фонда по популяризации предпринимательства.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6801) от 09.11.2020 под заголовком «Не податься ли в самозанятые?».
Комментарии