Памятник Петру I на Кленовой улице подготовили к 350-летию императора

Памятник Петру I на Кленовой улице — первый конный монумент в России — подготовили к 350‑летию императора. Специалисты из Музея городской скульптуры (ГМГС) называют эту работу профилактической реставрацией. И в очередной раз призывают всех, кто приходит посмотреть на монумент, относиться к нему бережно.

Памятник Петру I на Кленовой улице подготовили к 350-летию императора | ФОТО Автора

ФОТО Автора

Как рассказала нашей газете Екатерина Шишкина, заведующая отделом памятников и мемориальных досок ГМГС, монумент Петру I последний раз комплексно реставрировался в 2009 году. Сейчас он находится в хорошем состоянии. Но музейщиков очень беспокоит состояние двух бронзовых барельефов на пьедестале, посвященных Полтавской битве и Гангутскому сражению. Праздная публика, подчас ведомая недобросовестными гидами, натирает до блеска детали ­барельефов, в частности, конские копыта. Примета, что это принесет счастье, появилась относительно недавно, уже в этом веке. 

Судя по архивным фото, прежде барельефы были однородного темного цвета естественной патины. Ничего хорошего действия «натирателей» им не принесут, тогда как ­барельефы теряют не только естественный защитный слой патины, но и авторскую прорисовку бронзы. Защищая памятник от вандалов, Музей городской скульптуры в прошлом году впервые попробовал ­нанести на места утрат естественной патины ее искусственный аналог — водно-спиртовой раствор азотнокислого серебра. Но и его туристы стерли за неполный месяц. Забывая, что Петербург — музей под открытым небом и трогать здесь экспонаты руками, как в любом подобном музее, не следует.

В год петровского юбилея предпринимается новая попытка защитить барельефы. Как пояснил Павел Голубков, художник-реставратор, на самом монументе производятся обычные процедуры. Промывка нейтральным моющим средством, протирка ветошью, нанесение восковки. Для тех фрагментов барельефов, где утрачена патина, «протокол лечения» другой. Сначала очистка от грязи, затем нагревание струей горячего воздуха и нанесение искусственной патины.

Сегодня уместно вспомнить необычную историю создания памятника Петру I. Бартоломео Карло Растрелли начал работу над конным памятником царю в образе римского императора еще в 1717 году, сняв прижизненную гипсовую маску. Тогда же была отлита из свинца и одобрена царем модель статуи. В 1725 году Петр I скончался, работа над монументом затянулась. Статуя была отлита только в 1747 году под руководством итальянского литейщика Алессандро Мартелли.

Q6x57_RWxq888q1UVso4nF35zJ2h2eO_7lD3ws-p_Elip0SF22xS98LcBs5TS1x2J-_yyyaOoo03GWrKc5GxJ-WG[1].jpg

ФОТО АВТОРА

Предполагалось ­установить памятник на Васильевском острове напротив здания Двенадцати коллегий. Несуществующий памятник изображен на генеральном плане Санкт-Петербурга 1753 года. Позже архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, перестраивая большой Зимний дворец, планировал создать перед ним большую площадь и «украсить ее свободно стоящей круглой в плане колоннадой с конным монументом Петра I в центре». Екатерина II предпочла заказать Этьену Фальконе другой монумент, так появился «Медный всадник». Скульптуру Растрелли ­императрица подарила Григорию Потемкину, но тот оставил монумент под деревянным навесом у Троицкого моста.

Только в 1800 году Павел I решил поставить памятник прадеду на площади Коннетабля перед главным фасадом Михайловского замка. Для украшения постамента были созданы два ­барельефа: на восточной стороне — «Полтавская баталия», на западной — «Битва при Гангуте». Они выполнены под руководством ­скульптора Михаила Козловского его учениками Иваном Теребеневым, Василием Демут-Малиновским и Иваном Моисеевым. На дворе была эпоха классицизма, но ­скульпторы мастерски стилизовались под петровское барокко.

Надежда Ефремова, старший научный сотрудник ГМГС, напомнила слова Александра I, сказанные им в 1812 году относительно «Медного всадника» и растреллиевского Петра: «Это та драгоценность, которую надо сохранить». Во время Отечественной войны 1812 года в случае приближения наполеоновский армии к Петербургу монументы должны были эвакуировать в Казань.

Как опытный музейщик, Ефремова добавила, что для сохранения бронзовых монументов ничего лучше естественной патины не придумано. Искусственная патина — это, по сути, травление, которое делает тонкую бронзу барельефов еще тоньше. Такое патинирование нельзя делать постоянно. Реставрация «трофеев», оставленных вандалами, возможна только в условиях специализированных мастерских, а это отдельная история.

Наша газета уже сообщала о предложениях музейщиков установить ограду вокруг памятника Петру I. Это может быть кустарник высотой до одного ­метра, высаженный по периметру. Понятно, что растения остановят далеко не всех, ­поэтому возможен вариант установки оград подобных тем, что охраняют ­Александровскую колонну на Дворцовой площади. Проект был подготовлен еще в прошлом году, но он увяз в согласованиях. Выяснилось, что земля вокруг монумента находится в ведении нескольких организаций, так что даже если найдутся меценатские средства на создание ограды, останется открытым вопрос, кто будет ее содержать в дальнейшем. Сотрудники Музея городской скульптуры убеждены: медлить нельзя. Поток туристов постоянно растет, первый памятник Петру требует защиты.

Как, впрочем, и другие. До 9 июня, дня рождения Петра I, специалисты ГМГС проведут профилактические работы на всех пяти городских монументах императору. Помимо памятника на Кленовой улице и «Медного всадника» это монументы на Сампсониевском проспекте, около Домика Петра на Петровской набережной и в Кронштадте.

#памятник #Петр I #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7184) от 07.06.2022 под заголовком «Уберечь копыта».


Комментарии