Памятник конке у «Василеостровской» вернулся на свое место
Модель-копия петербургской конки после полугодичного ремонта вернулась на свое законное место. Один из символов Васильевского острова теперь снова можно увидеть на Андреевском бульваре между 6‑й и 7‑й линиями.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вагон вместо билетных железнодорожных касс приспособлен нынче под кафе. Название точки общепита легко угадать — «Конка», внутри шесть посадочных мест. Публику (дети — только в сопровождении взрослых) стали пускать на второй этаж, который во времена городских конно-железных дорог именовался империалом. Там находится сдвоенная скамья, куда помещаются тридцать человек. Здесь, как выяснилось, можно не только отдыхать, но и работать. Во время нашего посещения девушка с редким именем Камалини, которая учится в вечерних рисовальных классах при Академии художеств, устроила что‑то вроде пленэра и изображала угловую башню соседнего физико-математического лицея. Активно поднимались на империал и небольшие группы туристов, которым гиды объясняли все про петербургские конные железные дороги. Действительно, лучшего места для такой экскурсии не придумаешь.
Прежде у конки был бортовой номер «141» в обрамлении лаврового венка. И с этим числом все было понятно — первая в Петербурге (и во всей России) конка появилась в 1863 году, через 141 год, в 2004‑м, была установлена модель. Теперь на борту синего вагона красуется число «108» в таком же лавровом венке, вот только к чему оно отсылает, неясно — до реставрации перед кучером находилась поясняющая табличка. На ней было, в частности, указано, что модель в натуральную величину создана по чертежам Путиловского завода, такие конки выпускались в 1872 – 1878 годах.
Рядом с конкой из лучших благоустроительных побуждений установлены «ленинградские диваны» — знаменитые парковые скамейки середины шестидесятых годов прошлого века. Увы, их облюбовали компании, склонные к злоупотреблению определенными видами напитков. Эту публику ни конка, ни империал никак не интересуют.
Для справки. Изначально модель конки появилась как торговая точка. Она была построена частным владельцем. В 2005 году к конке добавились кони (скульптор Ахнаф Зиякаев), еще через четыре года их взял под уздцы извозчик (скульптор Иван Пентешин). Но бизнес по торговле билетами не задался. Касса закрылась, модель по факту стала арт-объектом, за состоянием которого никто не следил. В 2020 году, как только первый раз ослабли ковидные ограничения, Петербургское отделение ВООПИиК провело субботник по очистке конки и скульптур от грязи и граффити. В прошлом году новый собственник взялся привести конку в порядок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Конка вернулась под новым номером».
Комментарии