Падал завтрашний снег. В Петербурге дворников с лопатами заменит техника

А 2 декабря повалил снег… Ой, нет. 2 декабря повалит снег. Во всяком случае именно это говорят синоптики. Кроме того, они обещают среднюю декабрьскую температуру минус 5 градусов, что на 2 градуса холоднее, чем десять лет назад… И еще: предрекают грядущей зимой 48 снежных дней. Этот прогноз — главное для коммунальных и благоустроительных служб города. Руководители соответствующих комитетов Олег Зотов и Василий Пониделко считают, что предприятия в их отраслях готовы к такой погоде.

Падал завтрашний снег. В Петербурге дворников с лопатами заменит техника | Предстоящей зимой на смену дворникам с лопатами должна выйти новая техника. / ОЛЛАЖ Ирины ГАБОВОЙ/ФОТО из архива редакции

Предстоящей зимой на смену дворникам с лопатами должна выйти новая техника. / ОЛЛАЖ Ирины ГАБОВОЙ/ФОТО из архива редакции

Стоит напомнить, что нынешняя система уборки города отличается сложностью. Граждане могут запутаться в том, кто же отвечает за наличие сугробов и наледи на том или ином участке их ежедневного пути. Схематично дело обстоит следующим образом: за тротуары, карманы и проезжую часть отвечает комитет по благоустройству со своими подрядчиками; за дворовые территории — управляющие компании, над которыми — жилищный комитет. Однако внутри этой схемы имеется множество обстоятельств. Часть дворов (в основном — детских площадок) находится на балансе муниципалитетов, которые вольны заключать договоры на уборку с любыми предприятиями, прошедшими конкурсный отбор.

Что касается организации уборки внутридворовых проездов и дорожек, то за нее отвечает собственник соответствующего участка. То есть в большинстве случаев — город. Точнее — районные администрации как представители города. Именно они за бюджетные деньги нанимают компании, которые и будут вывозить снег из дворов. И не всегда такой договор заключают с местной управляющей компанией. Это может быть как сторонняя управляющая компания, так и дорожная служба, которая отвечает за уборку близлежащих тротуаров…

Уфф!.. Сложно?.. Однако это еще не все. Управляющие организации (уже без всяких договоров) за счет платежей граждан обязаны чистить дорожки от парадных до проездов и цоколи домов. И также кровли. Причем сброшенный сверху снег они должны вывезти со двора сами… Или заключить на сей счет договор с иной компанией. И — в качестве вишенки на торте: любая из вышеперечисленных компаний в свою очередь имеет право с кем‑то еще заключить на уборку договор субподряда.

В общем, гражданам лучше всего знать своих дворников в лицо и по имени. Хотя они наверняка будут часто меняться, так как практически нигде в городе не работает принцип привязки работника к конкретной территории.

Можно ли упростить такую сис­тему, сделать ее более прозрачной и менее путаной? Кажется, ни оба комитета, ни Городской штаб по благоустройству уже давно не обращаются к этой теме. Очевидно, чиновники утратили надежду найти соломоново решение.

Хотя — не совсем. По городу уже года два бродит идея отобрать функцию уборки дворов от многочисленных подрядчиков и передать ее государственным предприятиям, которые должны создать все районные администрации. По словам вице-губернатора Анатолия Повелия, новая система будет запущена уже в 2023 году. Но вначале нужно нанять достаточное количество дворников. В жилищном комитете подсчитали потребности города: более 4 тысяч дворников-ручников и более 1,2 тысячи механизаторов. «Мы сможем более определенно рассказать о новой системе, когда поймем, какими трудовыми ресурсами располагаем», — отметил Повелий.

Пока районы лишь создают базу для найма рабочих. На словах перспективы радужные. Заявлено, что заработная плата сотрудников будет начинаться с 40 тысяч рублей. К тому же нуждающимся (к примеру, приехавшим из других регионов) станут предоставлять койко-места в специальном жилфонде — в общежитиях.

Переход к организации уборки по‑новому будет идти постепенно. Где‑то с 1 января, где‑то — с 10-го, с 15-го… Во всяком случае к середине года все районы должны внедрить новую систему, — заявил Анатолий Повелий.

Признаться, не уйти от предчувствия, что за столь короткие сроки ничего не получится. Ведь не получилось же ничего за два предыдущих года: не нашлось ни средств, ни организационных сил… Ни рабочей силы. Вот и теперь все упирается в ее наличие, вернее, отсутствие.

Основным фактором улучшения организации зимней уборки города все‑таки считается закупка как можно большего количества техники. Нынешний год не исключение.

По информации председателя комитета по благоустройству Василия Пониделко, парк техники предприятий, находящихся под его рукой, пополнится на 139 машин. Уже прибыли в город 65 тракторов из Белоруссии.

Закуплено также 74 машины для дорожных служб: 37 ковшовых погрузчиков, 12 комбинированных дорожных машин с навесным оборудованием для работы зимой и летом, 20 вакуумных компактных подметально-уборочных машин.

А вот особо хорошая зимняя новость. Город купил пять лаповых погрузчиков снега. Пожилые горожане понимают, о чем речь. Это исстари знакомая техника, которая идет вослед колонне машин, сдвигающих снег с проезжей час­ти к тротуару. Погрузчики своими лапами на ходу «хапают» снег и отправляют его прямиком в кузов грузовика. Отличная альтернатива ковшовым погрузчикам, которые требуют, чтобы предварительно снег сгребли в кучи. К тому же ­работают они крайне неторопливо.

В целом, как пояснил Пониделко, на уборку снега в Петербурге могут выйти 1613 единиц спецтехники. Из них 398 — средства малой механизации, способные передвигаться на узких тротуарах старого города. Кроме того, на случай обильных снегопадов дорожные предприятия заключили дополнительные договоры на привлечение 282 самосвалов и около 150 погрузчиков.

Жилищный комитет не отстает от благоустроительного. Олег Зотов отметил, что для уборки дворов в районах закуплено 1185 единиц специализированной техники и 419 комплектов навесного оборудования и прицепов.

Особой гордостью жилищников стали 57 новеньких мини-погрузчиков, произведенных в Чебоксарах, на которых стоят двигатели из все той же Белоруссии. Скромные габариты и маневренность этого «малыша» позволяют ему проходить в ворота высотой 2,1 метра и шириной 1,8 метра. То есть такая техника может работать во дворах-колодцах.

И, по обыкновению, город договорился с «Водоканалом» об утилизации снега на снегоплавильных пунктах. Их, как и в прошлом году, 11. Есть еще семь стационарных снегоприемных пунктов.

Дополнительно в городе отвели 17 участков для временного складирования снега (в прошлом году их было восемь). Определили также 46 пунктов перегруза. В них снег будут свозить в течение дня, а вывозить на снегоплавильные пункты по ночам, чтобы не мешать движению транспорта в городе. На таких участках снег не может храниться более 10 суток.

Кстати сказать, для «Водоканала» снегоплавильные пункты — прибыльное дело. Утилизация каждого кубометра снега в нынешнем году будет стоить 46,48 руб­ля, а в 2023‑м — 48,99 рубля. А счет кубометрам идет на миллионы.

Кроме того, ежедневно город платит за содержание каждого пункта 42,59 тысячи рублей, а с января 2023-го будет платить по 44,19 тысячи. То есть идет снег или не идет, а «Водоканал» внакладе не останется.

В общем, зима для Петербурга — дорогое удовольствие и напряжение хозяйственных сил. Если не случится погодного подвоха, то, быть может, на сей раз сезон пройдет спокойно, без авралов. Хотя оба комитета уже готовы реагировать на жалобы и сигналы. В комитете по благоустройству звонки горожан по поводу уборки будут принимать круглосуточно по телефону 314‑60‑13. А в жилищном комитете просто дадут номер дежурной службы соответствующего района, которая и должна будет разруливать конфликтную ситуацию, связанную с сугробами или льдом на дороге.


#зима #снег #техника

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7294) от 10.11.2022 под заголовком «Падал завтрашний снег».


Комментарии