Отсутствие «привязи». Как изменилась жизнь за последние десятилетия?

Было не вполне понятно, серьезен он или шутит. Один из наших читателей в своем письме рассуждал: «Российский народ славится тем, что в тридцатиградусный мороз с удовольствием ест мороженое. Но сейчас и мороза нет, но мороженое куда‑то исчезло с улиц, даже с Невского проспекта. Почему так получилось и когда оно вернется? Не все же нам жевать кукурузу!».

Отсутствие «привязи». Как изменилась жизнь за последние десятилетия? | Время требует умения делать несколько дел сразу. / ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Время требует умения делать несколько дел сразу. / ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Ностальгия порой приобретает странные формы. Вот человек вспомнил о мороженом на Нев­ском в 30‑градусный мороз. Но почему‑то не вспомнил о тетушках, которые в эдакую стужу стояли у тележек с мороженым. Помнится, все в валенках, в белых халатах, кое‑как натянутых на облезлые шубы. Все они стояли на картонках. Почему‑то считалось, что так теплее. После таких воспоминаний и горячая кукуруза становится как‑то слаще…

К слову. Любителям мороженого ныне можно заглянуть в любой магазинчик (подвальчик на том же Невском) и, постояв минуту-другую над холодильником, выбрать из пары десятков видов мороженого то, что нравится и что по карману. Ну а тележки и тетушки вернутся на улицы города, когда им не будет грозить обморожение.

Речи ностальгирующего горожанина заставили внимательнее посмотреть вокруг. Как же изменилась жизнь за последние десятилетия! Не только с точки зрения высокой экономики, политики и общественного устройства, но и привычек людей, уклада их жизни…

Раннее утро. В автобус влетает молодая женщина: смартфон наготове. Быстро поправляет сбившиеся волосы и говорит кому‑то, кто появился в мониторе: «Здравствуйте. Извините, немного опоздала!». А дальше сидящие рядом пассажиры становятся свидетелями юридической консультации в режиме удаленки. Речь — о гражданском иске по поводу какого‑то наследства. Если оглянуться — увидишь: кто‑то ловит каждое слово, а кто‑то «сидит» в собственном смартфоне, отключившись от окружающего мира. Интересно, что подобные сугубо служебные разговоры уже никого не раздражают. И даже не удивляют. А чего раздражаться/удивляться, если человек работает?

Вот на соседнем сиденье гражданин вообще покупает стройматериалы: договаривается о поставке партии каких‑то швеллеров. Вызывает уважение масштаб сделки. Хотя используемая лексика могла бы быть более печатной.

Кажется, большинство пассажиров утреннего автобуса… уже находятся на службе. Журналист, кстати сказать, тоже. И дело даже не в его наблюдении за окружающими. Сидя в автобусе, сотрудник СМИ одновременно может находиться… на пресс-конференции какого‑нибудь начальника. Стоит подключиться к трансляции, и вот: смотри, задавай вопросы, получай ответы. И все это не выходя из транспорта или из кафе… Или даже идя по городу либо сидя в парке на скамейке.

Обед. Даже в мороз многие горожане предпочитают кофе и перекус на улице (привет любителю мороженого). Навынос идут пирожки, шавермы, картошка фри, бутерброды… Приходилось наблюдать молодых людей (явно студентов), которые даже на ходу палочками запихивали в себя китайскую лапшу из коробочки. И продолжали обсуждать что‑то важное.

Апофеозом таких вот «обедов на свежем воздухе» стала недавняя сценка, подсмотренная в крохотном скверике рядом с перекрестком улицы Марата и Кузнечного переулка. Несколько растерявшийся курьер-доставщик притормозил здесь свой велосипед. И тут же услышал: «Ты роллы привез?» — «Ну да. Это вы заказывали?» — «А ты кого‑то еще здесь видишь?». Юная парочка расплатилась за заказ, раскрыла зонтики и устроилась обедать на скамейке с видом на грохочущую улицу Марата.

Это жизнь в стиле «мобильность и удаленка». Технологические возможности коммуникации избавили человека от опасения опоздать, застрять в пробке. Это свобода от многих условностей, отсутствие «привязи»: к рабочему месту, к дому. Люди буквально живут на улицах. Не в том смысле, что все бомжи. Просто на улицах ныне можно наблюдать все, что в былые годы происходило только дома или на работе. Люди решают проблемы, общаются, учатся, дают уроки и сдают экзамены, воспитывают детей… на бегу (как пишут иногда в витринах кафе to takeaway — навынос). Возможно, кто‑то не может принять такой образ жизни, но он все же реальность. И, стоит сказать, вызывает скорее симпатию и улыбку, нежели раздражение и озлобленность.


#изменения #прогресс #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7363) от 27.02.2023 под заголовком «Жизнь «навынос»».


Комментарии