Откуда в реке пена? Прогулка вдоль Волковки

В мае в городскую экоскорую поступил вызов: речка Волковка покрылась пеной. Инспекторы комитета по природопользованию ответили что-то вроде «пена образовалась в результате бурления реки на порогах». Жалобщики восприняли это как насмешку. Ну или как шутку...

Откуда в реке пена? Прогулка вдоль Волковки | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

..От станции метро «Купчино» нужно пойти направо мимо краснокирпичного здания рынка. Откроется обычный пейзаж городской окраины: задворки торгового центра, парковка-проезды, за ними речка, а на ее противоположном берегу видна Малая Балканская улица с многоэтажками прошлого столетия, которые до сих пор по старой памяти именуют купчинскими новостройками. Здесь-то и находится то самое место, которое привлекло внимание бдительных горожан.

Когда перестают шуршать машины, явно слышен плеск воды. Звук издает речка. Здесь и правда порожек. Небольшой, но явный. Волковка, которую многие держат за сточную канаву, оказывается, способна преподнести не один сюрприз.

Выше по течению – там, где через речку проложены мосты для Витебской железной дороги и Витебского проспекта, – она шумит настоящими порогами, перекатываясь через камни и корни деревьев. В общем, все по-взрослому: извилистое русло, островки, свой приток – Шушарский ручей... Даже пойма просматривается.

Там, где имеются течение и пороги, разумеется, рождается и пена. Вода бурая – пена белая. Больше воды после дождя – больше пены. Потенциальные источники грязи в верховьях Волковки – это, разумеется, железная дорога и автотранспорт. Прежде чем речка подходит к Купчину, она протекает рядом с Пулковским и Московским шоссе, с КАД... Это, как говорится, фоновые загрязнители: радости не прибавляют, но и не пенятся.

Хотите верьте, хотите нет, но вода в Волковке у станции метро «Купчино» прозрачная. Бурый цвет – это видимость, обусловленная донными отложениями. Каждый может проверить: возьмите склянку и зачерпните. Хотя, разумеется, прозрачность не является показателем чистоты.

Анализ воды, доступный в домашней обстановке, никакого криминала не выявил: запаха вода не имеет. Специалисты посоветовали медленно нагреть образец сначала до 20 градусов, затем до 80. Биологически загрязненная вода при таком опыте дала бы сильный запах гниения. Но ничего подобного не произошло. В течение суток на дне стеклянной банки образовался еле видимый осадок (немного микроскопических бурых хлопьев). Изучение капли воды под микроскопом тоже не выявило присутствия мерзкой живности: каких-нибудь аскарид, амеб или болезнетворных грибов. Может, конечно, в донных отложениях они и водятся, но на поверхности – нет. Чисто.

Волковка2_Ор.jpgФОТО АВТОРА

Надо отметить также относительную чистоту берегов в этих местах. Там, где речка извивается, поворачиваясь иной раз на 90 градусов, виднелись скопления веток, очевидно, приплывших из верховьев. Из постороннего мусора – одна пластиковая канистра и одна медицинская маска. Не видно следов пикников или ночлега бомжей.

Зато просматриваются следы какого-никакого ухода: несколько аккуратно спиленных ив, которые, похоже, так нависали над водой, что тормозили течение.

И утки. Впрочем, их наличие отнюдь не говорит о чистоте воды. Орнитологи давно знают, что утка настолько неприхотлива, что может жить даже в прокисшем гороховом супе. Главное, чтобы было чем питаться. Мало того, присутствие большого количества уток в водоеме может не лучшим образом отразиться на его состоянии. Во всяком случае биологи не советуют купаться в прудах или речках, где обитают крупные колонии уток.

Ниже по течению – до улицы Фучика – и не Волковка вовсе, а Волковский канал. Это искусственно спрямленное русло речки, проложенное вдоль Витебской железной дороги и Белградской улицы. Речка вновь возвращается в свои природные берега только после перекрестка улиц Белградской и Фучика.

Практически под мостом, по которому проходит Белградская, обнаруживаются три трубы-выпуска. Именно здесь, похоже, начинаются настоящие экологические проблемы Волковки, поскольку из всех трех труб сочится в речку жидкость, пованивающая канализацией. У правого берега она создает грязную зеленоватую пленку. Правда, примерно через полкилометра (на перекрестке с улицей Салова, у Алмазного моста) канализационный аромат пропадает.

Зато в воздухе разливается запах бензина и асфальта, краски и еще чего-то химического. В этих краях (и надолго) Волковка течет между кладбищ (они на одном берегу) и промзон, гаражей и железнодорожных сооружений (на другом).

Кстати, лет десять назад по городу ходила байка: мол, после обильных дождей река разлилась, подмыла территорию кладбища, и... по ней поплыли гробы. Разумеется, ничего подобного не было и быть не могло. Захоронения все-таки расположены в удалении от берега.

Волковка3_Ор.jpg

ФОТО АВТОРА

В этих местах невооруженным глазом видны камни на дне. Как опять-таки показал доморощенный анализ, вода, взятая с поверхности, все так же прозрачна, обладает слабой-слабой желтизной, которая через сутки оседает на дно банки малым количеством желтовато-бурых хлопьев.

Пройдя под железной дорогой (это Путиловская соединительная ветка), речка становится солидным водотоком. Это единственный ее отрезок, известный большинству россиян: здесь Волковка становится исторической ценностью, памятником, давшим имя старинному православному Волковскому кладбищу, частью которого являются легендарные Литераторские мостки. Ее правый берег фрагментарно украшен высокой гранитной набережной.

Но вот минута славы осталась позади. Последний ее миг – Старообрядческий мост. А дальше...

Дальше – беда, которую корреспонденту газеты удалось (если это можно назвать удачей) снять и на фото, и на видео. Похоже, на левом берегу под водой находится труба, из которой в реку изливается мощный поток какой-то дряни. Бурая жидкость бурлит, создает буруны и водовороты. Кажется, что объем этого «притока» больше, нежели объем самой Волковки.

Внимательное (вплоть до анализа спутниковых карт и материалов Геоинформационной системы Петербурга) изучение местности дает право сделать вывод: бурый поток изливается с территории, которая значится под единым адресом: Расстанный переулок, 4. Это десятка полтора корпусов, хозяйство Волковской водопроводной станции. Объект – гордость «Водоканала». Знаменит своей историей: станция была открыта аж в 1914 году. Ныне обеспечивает питьевой водой часть Кировского, Московского, Фрунзенского, Невского и Адмиралтейского районов.

В «Водоканале» подтвердили, что станция имеет выпуск в Волковку. Рассказали: чтобы из невской воды сделать питьевую, следует соблюсти сложную технологию. Сначала механическая очистка от крупной взвеси. Затем удаление тонкодисперсных и растворенных загрязнителей. А потом еще обеззараживание воды. «Для обеспечения стабильного качества питьевой воды сооружения водоподготовки, в которых природная вода Невы очищается от загрязнений, подлежат периодической промывке», – пояснили в «Водоканале». Проще говоря, все оборудование, задействованное в технологическом процессе, время от времени нужно промывать. А (цитата из ответа «Водоканала») «промывные воды Волковской водопроводной станции, состоящие из концентрированных загрязнений природной воды р. Невы, поступают в р. Волковку».

И от места, где эти воды «поступают в р. Волковку», до самого впадения в Обводный канал речка выглядит, признаться, несколько пугающе. С Грааповского моста – последнего перед слиянием с Обводным – хорошо видно, как бурое вещество отслаивается от речной воды и расходится по ней густыми клубами.

Вообще-то на Волковской станции функционирует, по выражению менеджеров предприятия, «уникальная система биомониторинга качества воды» – работает коллектив тех самых речных раков, о которых так любят поговорить в «Водоканале». Они обвешаны датчиками, фиксирующими сердцебиение: нормально бьется сердце – качество воды хорошее, начинается тахикардия – надо быстро проверять пробы. Вот интересно, как забьются рачьи сердца, если выпустить членистоногих в Волковку у Грааповского моста?

И еще вопрос: неужели любая очистка/уборка/мытье означает всего лишь процесс сбора грязи в одном места и ее перемещение в другое?

#экология #реки и каналы #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Как забьется рачье сердце?».


Комментарии