Открывайте ворота! Что мешает «Пулково» стать хабом
Построенный на вырост, новый терминал «Пулково» должен был гарантировать северной столице комфортную работу воздушной гавани на долгие годы. Однако уже в 2018-м наш единственный аэропорт превысил изначальный предел пассажиропотока 18 миллионов человек, в связи с чем вопрос о его дальнейшем развитии встал ребром.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как сообщил Евгений Ильин, коммерческий директор управляющей аэропортом компании «Воздушные ворота северной столицы», прогноз роста пассажиропотока предполагает, что к 2023 году он увеличится до 25 млн человек, а к 2039-му - до 35 миллионов. «Итоги первых месяцев нынешнего года показывают, что увеличение потока идет примерно теми же темпами, что и в 2018-м, - заметил он. - В прошлом году показатель вырос почти на 2 млн человек, а в нынешнем он вплотную приблизится к 20 миллионам». И если не предпринимать каких-либо серьезных шагов, наша воздушная гавань, по результатам пассажирского голосования недавно получившая престижную премию как самый комфортный аэропорт России, может это звание быстро утратить.
Сегодня рассматривают три варианта развития аэропорта, каждый из которых имеет плюсы и минусы.
Первый вариант мастер-плана реконструкции «Пулково» предусматривает существенное расширение его центрального терминала. В частности, речь идет о пристройке к нему новых посадочных галерей (с соответствующим увеличением количества выходов на посадку), росте системы обработки багажа и т. д. При втором варианте одновременно с расширением основного терминала предусматривается строительство аэровокзала для рейсов лоукост-перевозчиков. А третий подразумевает как расширение главного терминала, так и использование для обслуживания низкобюджетных авиакомпаний существующего комплекса «Пулково-2». Эксперты оценивают затраты не менее чем в миллиард евро.
Конечно, в аэропорту и сейчас пытаются повысить его пропускную способность. Кроме расширения зоны входного контроля в зале вылета, появления мультирейсовых стоек, где могут регистрироваться пассажиры любых авиакомпаний, а также оптимизации процедуры проверки документов в качестве подобных мер Евгений Ильин назвал и появление удаленных стоек регистрации. По его словам, такие стойки в ближайшее время могут открыться также в некоторых городских отелях. Кроме того, планируется запуск стоек самостоятельной сдачи багажа и прохода на посадку по электронным талонам.
Что касается автоматизации паспортного контроля - такой эксперимент сейчас проводится в одном из аэропортов Москвы, то в Петербурге ждут его результатов. Система, тестируемая в столице, позволяет контролировать действительность загранпаспорта и проверить пассажира по биометрическим данным, а скорость ее работы - 3 человека в минуту. Если результаты эксперимента окажутся позитивными, аналогичная система может появиться и в нашей воздушной гавани. А все предпринимаемые меры по ускорению обслуживания пассажиров в комплексе позволят увеличить пропускную способность аэропорта до 23 миллионов человек в год.
Однако есть в развитии воздушных ворот Петербурга по крайней мере два узких места, которые могут повлиять на будущее «Пулково».
Первое из них - транспортная доступность аэропорта. Увы, но все многочисленные попытки связать его с городом иначе как по автодороге пока ни к чему не привели. Очевидно, что при дальнейшем росте трафика, а также каком-то форс-мажоре (а это может быть банальный ремонт дороги на Пулковские высоты) пассажиры столкнутся с проблемами доступности воздушной гавани. Не говоря уже о том, что вопрос наличия удобной и вместительной бесплатной парковки для автомобилей все так же висит в воздухе.
Второе узкое место - привлечение новых лоукостеров и трансферных пассажиров для превращения «Пулково» в международный авиационный хаб. Ведь если строить и расширять аэропорт, надо трезво оценивать его перспективы. Да, работа в этом направлении ведется, существует ряд профильных программ. Но в конкурирующем с Петербургом за трансферных пассажиров аэропорту Хельсинки их в 6 - 7 раз больше, а крупные низкобюджетные авиакомпании из-за рубежа у нас пока редкость.
По мнению Евгения Ильина, одна из причин - наличие жестких визовых правил, которые тормозят желание гостей оказаться в нашем городе. «Необходимость тратить большую, чем стоимость билета, сумму и терять массу времени на оформление визы пассажир лоукостера воспринимает как препятствие», - говорит он. Если учесть, что житель ЕС без визы может отправиться в 150 - 170 стран мира, затратная по времени и деньгам поездка в Россию нередко откладывается им в долгий ящик. В этой связи специалисты уверены: как только появится возможность получения визы в РФ в электронном виде (или какой-либо другой вариант, предусматривающий ослабление визового режима), пассажиропоток питерского аэропорта пойдет в гору еще быстрее.
Однако времени для того, чтобы принять верное и определяющее перспективы развития воздушной гавани Петербурга решение на годы вперед, осталось совсем мало.
По согласованию с властями города, выбранный для реализации мастер-план предполагается обнародовать до конца марта. И ускорение процессу развития «Пулково» должна придать не только растущая конкуренция за пассажира внутри страны, но и планы реконструкции аэропорта Хельсинки - финны уже приняли и начали реализовывать масштабный проект, благодаря которому его пропускная способность вырастет до 30 млн пассажиров. И если мы хотим создать международный хаб, то должны быть готовы предложить пассажирам условия и сервис не хуже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6398) от 13.03.2019 под заголовком «Открывайте ворота!».
Комментарии