Cкандал вокруг Дома ветеранов в Павловске: детали расследования

Старость, как известно, не радость. Приходит пора, и начинают одолевать разные хвори, ухудшается память... Нет рядом близкого человека - совсем беда. И как хорошо, если находятся добрые люди, которые и поухаживают, и добрым словом обогреют, а потом чуть не на руках перенесут в Дом ветеранов войны и труда № 1 в Павловске, где тепло, комфорт, вкусная еда и насыщенная культурная жизнь. Спасибо, дорогие, дай бог вам здоровья! Только вот незадача - похоже, здоровье свое эти душевные люди в ближайшие годы будут поправлять за решеткой.

Cкандал вокруг Дома ветеранов в Павловске: детали расследования | Фото: PhotoMIX-Company / pixabay

Фото: PhotoMIX-Company / pixabay

Тучи сгустились после того, как на невских берегах побывал глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и провел здесь личный прием. В числе прочих посетителей к нему пришла женщина, рассказавшая о своей двоюродной сестре, 88-летней Тамаре Самуиловой.

Та, до недавнего времени проживавшая в однокомнатной квартире на проспекте Маршала Захарова, с какого-то момента вдруг перестала выходить на связь. Заявительница, само собой, забеспокоилась, поехала родственницу проведать. Открыла дверь своим ключом и увидела, что квартира пуста - ни вещей, ни хозяйки. Бросилась на поиски - и в конце концов отыскала Самуилову в Доме ветеранов в Павловске.

Как выяснилось, определили ее туда сотрудники некоего Фонда социальной защиты пенсионеров. А взамен она... подарила им свою квартиру. Последнее обстоятельство заявительницу больше всего и возмутило, ибо квартира была завещана ей. Тем более что сестра так и не смогла объяснить, с чего вдруг она, доверившись каким-то чужим, незнакомым людям, решила отменить завещание.

Бастрыкин приказал сотрудникам питерского аппарата СК в этой ситуации разобраться. И проведенная проверка обнаружила признаки мошенничества в особо крупном размере. В связи с чем было возбуждено уголовное дело. Фигурантами его стали сотрудники упомянутого фонда: Алексей Фомин, Анастасия Королева (его гражданская жена, она же генеральный директор) и Дмитрий Чернов.

Как оказалось, фонд, имеющий статус ООО, активно работал уже более десяти лет. Его реклама потоком шла в СМИ и Интернете. Главной своей целью фонд провозглашал помощь одиноким пенсионерам по устройству в тот самый Дом ветеранов. Однако при этом скромно умалчивалось, что такая благодать распространяется далеко не на всех. Получить «счастливый билет», по версии следствия, могли лишь те, кто жил в отдельных квартирах и не имел явных наследников (дальние родственники в счет не брались). Иные желающие переселиться в Павловск под разными предлогами получали отказ.

С теми же, кто соответствовал нужным «параметрам», начиналась серьезная работа. Знакомство, душевные разговоры и чаепития, мелкие подарки. К слову приходилось и упоминание о «тихом гнездышке» - Доме ветеранов. Туда даже можно было съездить на экскурсию, посмотреть на свою будущую комнату, познакомиться с соседями и воочию убедиться, как хорошо им живется.

Как было не поверить? Дом ветеранов - учреждение государственное, и потому ни у кого из «клиентов» фонда и сомнений не возникало: за ним наверняка тоже стоит доброе, заботливое государство. И потому, когда доходило до реального переселения и оказывалось, что для этого нужно пожертвовать квартирой, люди не очень удивлялись. Ну да, наверное, такой порядок...

На самом же деле место в доме, конечно, никакой квартирой не оплачивалось. Принимают туда без всякого «вступительного взноса». Однако «с улицы» попасть почти невозможно - учреждение, по сути, элитное и всегда заполнено. Но вот удивительно - людям, которых «поставлял» фонд, похоже, отказа не было никогда.

Как это так, интересно, получалось? Сам собой напрашивается вывод: «квоты» ушлые «благодетели» получали не бесплатно. В рамках уголовного дела, разумеется, был допрошен директор дома. Он признал, что с Фоминым знаком, иногда встречался, пил с ним кофе. Но - никаких деловых отношений не имел и про фонд (который, кстати, вовсю рекламировал его заведение) ничего не знал. Неясно, правда, на каком основании он пускал к себе его сотрудников с «экскурсантами». А потом почему-то именно те туда и переселялись...

Еще интереснее - ситуация с жилплощадью «облагодетельствованных» пожилых людей. Следователи запросили информацию из Росреестра и ахнули: через фонд «утекло» 180 квартир! Все они были переоформлены на Фомина, его мать и гражданскую жену - либо путем купли-продажи, либо через дарение. Полученную жилплощадь потом с успехом продавали. Но на момент задержания мама с сыном еще являлись владельцами более двух десятков квартир.

Прежние их хозяева, как удалось выяснить, ничего о происходящем не знали - они были уверены, что их жилплощадь перешла в собственность государства. И все, мол, было сделано по закону, даже с нотариусом. Действительно, в тех эпизодах, которые на сегодня имеются в распоряжении следствия (пять сделок купли-продажи и одно дарение), нотариус присутствовал. И почти во всех один и тот же - Игорь Гарин.

Следователям этот человек хорошо известен - его фамилия уже не раз мелькала в уголовных делах по «черным риелторам». Но доказать причастность нотариуса к сомнительным сделкам с недвижимостью очень сложно. У заподозренных в пособничестве жуликам аргументы железобетонные: «Заверенная мною подпись мне показалась подлинной, ее автор выглядел адекватно, представленные им документы у меня сомнений не вызвали. А если что-то потом оказалось не так, то, извините, я не графолог, не психолог и не эксперт...»

Тем не менее. При нотариальном оформлении сделки нотариус четко проговаривает, кому переходит собственность. А если она продается, то называет цену. Как же так вышло, что владельцы недвижимости не понимали, что она переходит не государству, а частным лицам? И как объяснить, что при сделках купли-продажи никто из них никаких денег не получил? Разве что какие-то символические «подъемные» - и то не в виде платы за квартиру, а в качестве подарка от «благодетелей».

Конечно, очень помогла бы видеофиксация нотариального действа - тогда было бы понятно, кто и что говорил продавцам и дарителям. Но этой «опцией» наш нотариат пока не располагает. Спросить часто тоже не с кого - многих из тех, кому «помогли» расстаться с жилплощадью, уже нет на свете. Отдельно трогательно: расходы на их похороны фонд брал на себя...

Почему же эта лавочка процветала столько лет? Ответ прост: люди были довольны. Да, у них забирали жилплощадь, но их не выбрасывали на улицу, не выселяли в бомжатники, а наоборот - под белы ручки приводили в элитный пансионат, куда они сами никогда бы не попали.

Ситуация категорически не устраивала только родственников, которые имели реальные виды на жилплощадь этих людей. Вот они-то возмущались и даже писали заявления в полицию. Пока еще неясно, сколько из этих обращений действия не возымели. Но по двум в конце прошлого года все же были возбуждены уголовные дела, которые сегодня присоединены к основному, расследуемому в СК.

- Арестованные Фомин, Королева и Чернов своей вины не признают, - поясняет начальник отдела питерского ГУ СК Юрий Яшков. - Они уверяют, что занимались абсолютно законной деятельностью. У нас мнение другое. Следствие только началось, предстоит большая работа. Думаю, что в ближайшее время появятся и новые эпизоды, и новые подозреваемые. В этом плане мы очень рассчитываем на помощь граждан.

Увы, потерянные квартиры вернуть вряд ли возможно - они проданы добросовестным приобретателям, права которых охраняет закон. Но если удастся остановить конвейер обмана доверчивых пожилых людей, уже это будет достойным результатом.

#квартира #мошенники #пенсионеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (6406) от 25.03.2019 под заголовком «Отдай квартиру и спи спокойно».


Комментарии