В Петербурге осваивают новые технологии уличного освещения

Петербург один из первых регионов России, где внедряется беспроводное управление уличным освещением. Причем «Ленсвет» обкатывает сразу два подобных подхода, наиболее распространенных в мировой практике. Пилотный проект, связанный с тестированием технологии LoRaWAN на Васильевском острове, подошел к завершению. И тут же стартует другой, в Кировском районе, где на светодиодный участок «проникнет» система передачи данных с помощью сим-карт. Применение той и другой позволит решить сразу несколько задач, а потому станет важным шагом в реализации программы «Умный город».

В Петербурге осваивают новые технологии уличного освещения | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Для тестирования беспроводной технологии была выбрана улица Кораблестроителей. Полгода назад на шести придорожных опорах специалисты установили так называемые диммируемые светодиодные лампы (горящие ярче или скромнее в зависимости от внешних условий) и управляемые модули, информация с которых уходит прямиком в «ленсветовские» кабинеты. Это значит, что инженер, сидящий у компьютера за десятки километров от такой сети, может когда угодно зайти в личный кабинет и проверить, насколько эффективно она действует, много ли энергии потребляет и т. д.

Использовать натриевые лампы в гибком режиме, что помогает экономить около 20% электроэнергии, световых дел мастера научились давно. Но управлять светодиодами если не сложнее, то определенно дороже. Автоматизированная система наружного освещения, даже такая продвинутая, как в Петербурге, «дотянуться» до каждого светильника не в состоянии. Она основана на каскадном принципе управления: диспетчер контролирует работу отдельных звеньев и, если потребуется, направляет бригаду на устранение неполадок.

«Воздушный» канал связи здесь не основной, а дублирующий: сеть GSM применяется для подстраховки передачи сигнала по обычным медным или оптоволоконным кабелям. Но число диодных светильников, которые по энергоэффективности дают фору любой лампе старого образца, в северной столице растет, а концепция «Умного города» становится все актуальнее.

Потому-то, присмотревшись к мировому опыту, петербургские специалисты и решили опробовать технологию LoRaWAN. Это электронная платформа (по сути, мини-компьютер), установленная на опорах освещения. С ее помощью можно не только «рулить» на расстоянии уличным освещением (при поддержке одной из ведущих телекоммуникационных компаний), но и передавать через базовые станции провайдера данные о загазованности, уровне шума, обеспечивать удаленный доступ к системам учета энергоресурсов. Не говоря уж о такой банальной услуге, как доступ в Интернет.

Мало того, есть возможность навесить туда дополнительное оборудование, скажем, приборы видеонаблюдения, и следить за безопасностью на дорогах, парковкой, интенсивностью движения и т. д. Или подключить к опорам зарядные станции, которыми пользуются электромобили. Но чем больше подобных устройств будет задействовано, тем дороже окажется вся система и сложнее станет выстраивать отношения между партнерами. Ни в одном регионе России, где такой проект был запущен в тестовом режиме (Москва, Пермь, Владимир), довести его до ума пока не удалось.

Петербуржцы хотя и находятся в начале пути, уже успели оценить перспективы. Опыт есть: в рейтинге энергоэффективных регионов, проводимом Минэнерго РФ, северная столица не один год в числе лидеров.

«Скоро подведем итоги этой работы, - говорит Алексей Косой, начальник отдела перспективного развития и энергосбережения ГУП «Ленсвет». - Но уже очевидно, что проект показал свои плюсы, хотя на Васильевском острове было охвачено всего шесть светильников, что не очень показательно. Внедрять такое оборудование, управляя наружным освещением, важнее на отдаленных участках города, куда в случае сбоев труднее добираться».

На более высоком уровне технологию планируется опробовать (в рамках энергосервисного контракта, просчитав срок окупаемости) в одном из пригородных районов, которые перешли в зону ответственности этого предприятия, и, скорее всего, в текущем году. Однако прежде стартует другой «пилот», предполагающий использование родственной «сим-картовской» технологии: десять светодиодов с «плавающим» освещением появятся на опорах вдоль дороги - по пять с двух сторон - на улице Маршала Казакова.

Обкатав эту технологию, специалисты окончательно сделают выбор либо, что не исключено, станут продвигать в Петербурге оба технологических подхода. Ведь это равноценные инструменты для достижения одних и тех же в принципе целей. И уже известно, что вложить инвестиции в подобный проект готовы пять крупных сервисных компаний...

В то же время предприятие продолжает работу по другим инновационным направлениям. Так, на одной из улиц Кронштадта недавно впервые в ленсветовской практике был упрятан под землю шкаф питания уличного освещения (распределительное устройство), связанный с единой диспетчерской службой.

Эти громоздкие, под два метра, конструкции городской ландшафт не украшают, но убрать их с глаз долой, не повредив коммуникаций (и применяя хитроумные зарубежные шкафы), можно далеко не везде. Теперь же, после успешного опыта, такие «невидимки» будут проектироваться главным образом при строительстве новых городских микрорайонов.

Опытный образец нового шкафа, выполненный по техзаданию «Ленсвета», скоро будет готов. А затем вместо бетонных и металлических опор освещения на улицах Петербурга, возможно, появятся композитные - легкие, а значит, более безопасные при дорожно-транспортных происшествиях. Подобные материалы, считает начальник отдела перспективного развития, можно использовать и для прокладки подвесной сети: первый такой трос недавно был протестирован...

Едва ли не во всех этих работах участвуют представители Высшей школы светодизайна Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Они же подготовили концепцию развития в мегаполисе световой среды и создали программный продукт, позволяющий моделировать урбанистические условия, «наращивая» уличное и садово-парковое освещение в соответствии с научно обоснованными приоритетами.

Прошлой осенью этот петербургский проект, первый в России, был презентован на международной специализированной выставке в Сингапуре и получил там высокую оценку. Но такую модель, равно как и базу данных для нее, необходимо совершенствовать. Так что совместная работа над проектом в нынешнем году будет продолжена.

#свет #город #Васильевский остров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6381) от 15.02.2019 под заголовком «От кабинета до фонаря».


Комментарии