От планктона до волн-убийц. В Петербурге встретились молодые океанологи со всей России

В этом году на КИМО, молодежную конференцию «Комплексные исследования Мирового океана», собралось рекордное количество участников — 250 человек. «Проводя первую конференцию в 2016 году, мы хотели создать атмосферу, которая поможет молодым раскрыться. Идеи, которые тогда прозвучали просто на кофе-брейках, просто как «а давайте попробуем», сейчас стали проектами всероссийского масштаба», — подчеркнула доцент СПбГУ Полина Лобанова, председатель оргкомитета конференции.

От планктона до волн-убийц. В Петербурге встретились молодые океанологи со всей России |  Jonas Jacobsson on Unsplash

Jonas Jacobsson on Unsplash

Таким проектом стал, например, «Плавучий университет», предложенный Натальей Степановой из Института океанологии РАН и МФТИ: студенты получают данные для своих первых научных публикаций непосредственно в морских экспедициях.

КИМО кочует. Так было решено с самого начала: встречаться на базе разных научно-исследовательских учреждений, чтобы знакомиться с разными научными школами. С тех пор гостили в Морском гидрофизическом институте РАН, в Институте океанологии РАН им. П. П. Ширшова, в Санкт-Петербургском государственном университете, в Арктическом и Антарктическом НИИ. Разве что в пандемию все были в онлайне.

В этом году площадками конференции стали Штаб-квартира Русского географического общества в Петербурге и Санкт-Петербургский государственный университет.

Большая часть докладов подготовлена молодыми учеными для сверстников. В восьми секциях — десятки выступлений. Цветение (эвтрофикация) в заливе Петра Великого в Японском море — и обоснование границ континентального шельфа. Моделирование движения шхуны «Святая Анна», исчезнувшей в Арктике в 1914 году (прообраз пропавшего судна в каверинских «Двух капитанах») — и цунами в Черном море (такое трижды случалось в прошлом веке).

Часть лекций — от ведущих океанологов страны. Директор Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН Анатолий Родионов, членкор РАН, рассказал о том, что необходимо создавать систему прогноза экстремальных волн, или волн-убийц. Они возникают быстро и непредсказуемо — и не так редки, как раньше считалось.

Чтобы суда могли избегать этой опасности, ученые разрабатывают модели экстремальных волн. Рассчитывается вероятность того, что в конкретной акватории в течение времени, когда там находится судно, появится волна опасной высоты. Вероятность может составлять и сотую долю процента — но удачу лучше не испытывать.

«Убийцами» могут быть и внутренние волны — колебания глубинных слоев воды. Во время Второй мировой советская подлодка, спасаясь от акустической разведки противника, легла на жидкий грунт, но ее вытолкнула на поверхность внутренняя волна — и лодка была обнаружена. Гибель американской атомной субмарины «Трешер» в 1963 году (самое большое количество жертв, 129 человек) некоторые ученые тоже связывают с внутренней волной: она подлодку не вытолкнула, а наоборот, затянула на глубину, где субмарина была раздавлена.

«В 1960‑х, 1970‑х было довольно много случаев, когда подлодки испытывали серьезное влияние эффектов внутренних волн», — говорит профессор Родионов. Не случайно инструкции были изменены так, чтобы не допустить утраты управляемости.

Чем больше изучаем океан, тем больше вопросов возникает, утверждает ученый. Важно не только строить математические модели того, что будет с океаном через 30 – 50 лет и больше, но и знать, как сейчас решать задачи обороны, лова рыбы, добычи полезных ископаемых, транспорта, энергетики. К примеру, океан — кладезь энергии, но взять ее у переменчивой стихии трудно, хотя человечество строит приливные станции и пытается использовать энергию внутренних волн.

Сложность в том, что оперативным прогнозом и мониторингом в нашей стране начали заниматься относительно недавно. Основы были заложены еще в 1980‑х, однако перестройка процесс притормозила: многие ученые тогда нашли себе применение за рубежом, где развивалась оперативная океанография. И сейчас на огромном побережье России крайне недостаточно средств измерений — того, что нужно для оперативных прог­нозов, сетует Анатолий Родионов. По его словам, прорабатывается предложение: создать по всему побережью посты, на которых измерялся бы не только уровень моря, но и другие величины, в том числе радиолокационные.

…Постоянная цель КИМО — «соз­дать команды молодых океанологов для работы по междисциплинарным темам». Кто‑то из участников первых форумов сейчас уже заведует лабораториями и руководит исследовательскими проектами.


#конференция #океанологи #специалисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7424) от 29.05.2023 под заголовком «От планктона до волн-убийц».


Комментарии