От эмира до «махалли». Узбекская история на берегах Невы

Декабрьским вечером 1902 года на Николаевском вокзале генерал-лейтенант Проценко со свитой торжественно встречал важного гостя. Эмир бухарский Сеид-Абдул-Ахад-хан, невысокий, крепкий, с небольшой бородой на тонком лице, выйдя из вагона, услышал: «Ваша светлость, мы рады приветствовать вас в столице империи»… Это обращение усладило его слух. Как известно, оно в царской России было формой титулования. «Ваша светлость» — так обращались к светлейшим князьям по пожалованию императора.

От эмира до «махалли». Узбекская история на берегах Невы | Фото Sadat/Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Фото Sadat/Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Так встречали самого знаменитого узбекского гостя в истории Петербурга — эмира центрально-азиатского государства, находившегося тогда под протекторатом России.

Эмир Сеид-Абдул любил отдыхать в Крыму, на Кавказе, жить в Москве и Петербурге, строил там дома и дворцы. Благодаря ему в Петербурге появилась красивейшая Соборная мечеть. Свыше 300 тысяч рублей золотом заплатил эмир за землю и 100 тысяч пожертвовал на строительство.

Соотечественники эмира, впоследствии ставшие гражданами советской республики Узбекистан, проживали в Петербурге весь XX век. В большинстве это была интеллигенция. Меньшую часть составляли рабочие, прибывшие трудиться на предприятиях по лимиту. Предприятие размещало их в общежитиях, давало временную прописку, потом постоянную, потом квартиры… Миграция между регионами РСФСР и республиками СССР была регулируемой.

По данным переписи 1989 года, в Ленинграде проживали 8 тысяч узбеков. Но все изменилось с распадом СССР.

Миграция из Узбекистана пос­ле 1991 года стала массовой. А в начале третьего тысячелетия из‑за высокой рождаемости в Узбекистане возник переизбыток рабочей силы, который сохраняется до сих пор. В 2019 году из Узбекистана в Россию на работу выехали 2,1 млн человек. По уровню миграции страна обогнала Таджикистан, Украину и другие государства — поставщики трудовых ресурсов на российский рынок.

Как известно, у узбеков сильны родовые связи, взаимовыручка и взаимопомощь. Целью первой узбекской общественной организации «Умид» («Надежда»), возникшей в 1993 году, была помощь соотечественникам с обустройством в городе. Создал ее Алиджан Хайдаров. Он мечтал служить в десантных войсках, но его судьбой стали морская пехота, форт «Красная Горка» в Кронштадте, мичманские погоны и 25 лет службы на Военно-морском флоте. Ныне Алиджан Хайдаров — известный в городе предприниматель и старейшина, президент узбекской диаспоры в СЗФО.

В начале XXI века численность узбеков в городе увеличивалась в теплые месяцы до 75 тыс. человек. Из них примерно 25 тысяч старались остаться в Петербурге и на зиму.

Офис общества на Васильевском острове летом превращался в биржу труда. В городе стали организовывать оптовые рынки узбекских овощей и фруктов. Создавались структуры, которые помогали расширению экономического сотрудничества с Узбекистаном. Временами было очень трудно, а вернее — невозможно, справиться с проблемами своих соотечественников, в том числе защитить их от недобросовестных работодателей, которые не платили за труд. Самым тяжелым в этом отношении был период 1993 – 2013 годов.

Сегодня особым спросом пользуются в городе узбекские повара, строители, отделочники и другие специалисты. Популярные столовые в основном обслуживаются узбеками — и отличаются чистотой, качеством приготовленной пищи.

Узбеки работают на стройках, заводах, в теплицах. Их ценят работодатели, ведь они работают старательно. Быстро адаптируются в городе в первую очередь те, кто владеет русским языком.

Впрочем, ассимилироваться с местным населением узбеки не торопятся. Накопив денег, уезжают на родину. И в этом заключается разница между лимитчиками советского периода и современными мигрантами. Живя в Петербурге, они общаются главным образом со своей «махаллей» (улицей, кварталом) и порой даже создают в городе параллельные структуры — детские сады для своих детей, поликлиники, в которых врачи говорят на узбекском…

Сегодня на Торжковской улице селятся мигранты из Самарканда, на Уральской — из Ферганы, на 24‑й линии В. О. — из Хорезма, на Сенной площади — из Ташкента. Узбеки живут на Троицком поле, в Коломягах, Рабфаковском переулке и других местах. Снимают квартиры семьями, с родственниками.

Впрочем, не все так однозначно.

В мегаполисе не удается жить одной «махаллей», — говорит Алиджан Хайдаров. — Традиционные национальные праздники — Навруз, Рамадан, Курбан халт и День независимости Узбекистана петербургские узбеки стали отмечать вместе с татарами благодаря деятельности нашего общества.

В деятельности общества «Умид» на начальном этапе активно участ­вовала петербургская узбекская интеллигенция. Многие годы заместителем председателя общества был режиссер и сценарист заслуженный деятель искусств Искандер Хамраев. Активистом «Умид» был известный фигурист Исмаил Исмаилов. На кинофестивале в Гатчине (1999 г.) демонстрировались узбекские фильмы. А еще в нашем городе с 2001 года проводятся Дни узбекской культуры. Общест­во поддерживает узбекские традиции и культуру среди соотечественников, знакомит с ними петербуржцев. 


#история #Узбекистан #Петербуг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (7228) от 09.08.2022 под заголовком «От эмира до «махалли»».


Комментарии