От дамбы до биоцида. История петербургской кафедры «Водоснабжение, водоотведение и гидравлика»

Некоторые обстоятельства в 125-летней истории этой петербургской кафедры сложно себе представить. Например, ее заведующему довелось «замещать» президента США, а сотрудникам - «изымать» в 1960-е наш город из стыдного списка ЮНЕСКО: перечня мегаполисов без канализации...

От дамбы до биоцида. История петербургской кафедры «Водоснабжение, водоотведение и гидравлика» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Ректоры и выпускники

Речь о первой в Российской империи кафедре «Водоснабжение, водоотведение и гидравлика», которая в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Как известно - тоже первом в империи транспортном вузе. Институт был образован в 1809 году, «гидравлическая» кафедра - лишь в 1895-м. Однако водой здесь занимались с самого начала, напоминает заведующий кафедрой профессор Николай Черников.

Первый ректор Августин Бетанкур, один из устроителей транспортной системы России, был еще и гидравликом. Знаменитый фонтан в Екатерининском парке «Девушка с кувшином», упомянутый и Пушкиным, и Ахматовой, и много кем еще, - его проект. Как и водоснабжение Екатерининского дворца.

Второй ректор вуза Пьер Базен - автор первой дамбы Петербурга. Нынешние защитные сооружения основаны в том числе на базеновской идее.

Первый министр путей сообщения выпускник Павел Мельников в 32 года опубликовал первый в России курс практической гидравлики.

На вопрос: «Почему такая устойчивая связь: пути сообщения и водоотведение?» - профессор кафедры Виктор Иванов отвечает: «Потому что без воды и ни туды, и ни сюды»:

- Без воды ничто не работает. Если говорить о той же железной дороге: тягловой силой были механизмы, работающие на водяном пару.

- А Бетанкур еще до паровозов основал в России пароходное движение, - добавляет профессор Черников. - Тоже требовалась подготовка воды и пара.

Первый водопроводчик имперской столицы - выпускник Павел Палибин. «Водоканал» считает его своим основателем. Основатель уже самой кафедры выпускник Всеволод Тимонов дружил с Эйфелем. Бывало, чай с ним пил в той самой башне. Вот что это была за фигура, основатель кафедры: 1912 год, США, XII Международный конгресс по строительству мировых портов; Тимонов - председатель конгресса в Филадельфии; покровителем и почетным председателем конгресса был президент США Уильям Говард Тафт.

Перечислить всех выдающихся сотрудников и выпускников кафедры невозможно. Графтио - основатель отечественной школы гидроэнергетики. Имя Бориса Веденеева носят научный институт и улица в Петербурге. Формулами Николая Павловского до сих пор мир пользуется; Павловский погиб в 1937-м - нет, не репрессии: постоянно думал о гидравлике; задумавшись, сошел с тротуара, попал под машину...

До середины 1970-х наш город возглавлял крайне нелестный список крупнейших неканализованных городов мира.

- То есть не было очистки сточных вод, - поясняет профессор Иванов. - Была только василеостровская насосная станция, которая перекачивала все стоки, промышленные, бытовые и прочие, в Невскую губу. Фильтром служили дисковые сита, еще с дореволюционных времен. Но они задерживали только самые крупные загрязнения, а все прочее поступало в залив.

Вопрос строительства очистных сооружений обсуждался еще до революции. Но к строительству приступили лишь в 1970-е. Почему? Дело не только в двух мировых войнах.

- Считалось, что самоочищающая способность Финского залива такова, что обеспечит нормальное качество воды после приема сточных вод города, - объясняет Виктор Иванов. - До каких-то пор так и было. Вообще мало какой город мог позволить себе такую роскошь: десятилетиями сбрасывать в воду загрязненные сточные воды - и при этом не вымереть от инфекционных эпидемий.

Главным инженером проекта генеральной схемы канализации города 1966 - 1971 гг. был Георгий Шигорин, преподаватель кафедры. На острове Белом намыли территорию, появилась первая очистная станция.

Сейчас очистка соответствует международным требованиям Хельсинкской конвенции. Роль в этом постоянного партнера кафедры, «Водоканала», неоценима, добавляют ученые: «Вы себе представьте: город был худшим в Европе по очистке сточных вод - а оказался лучшим!».

- Качество очистки дошло до такой степени, что сточная вода, которую возвращают в Неву, чище, чем «родная» вода реки, - комментирует профессор Черников. - Наверное, делать сточную воду настолько чище речной - даже перебор. Неоправданно огромные затраты.

Между тем, продолжает ученый, за последние несколько лет в Петербурге значительно снизилась заболеваемость гепатитом А. Это совершенно не случайно совпало с введением в строй в 2013 году правобережного коллектора.

Сотрудники кафедры причастны к строительству даже олимпийских объектов. Речь вовсе не о бассейнах к Сочинской олимпиаде. А о станциях очистки сточных вод: «олимпийскими объектами» считается вся инфраструктура.

- Сочинское побережье было загрязнено, стоки сбрасывались с минимальной очисткой, - рассказывает Виктор Иванов. - Современные очистные сооружения там были построены только к Олимпиаде, и мы участвовали в этом строительстве от разработки проекта до курирования монтажа блоков так называемого тонкослойного отстаивания с системой пневматической аэрации. Это еще и показатель того, как изменилась работа ученых. Раньше мы занимались исключительно исследованиями, публиковали результаты и консультировали. Сейчас наши сотрудники непосредственно на стройке задействованы. Вузы теперь рассматриваются как фирмы, которые должны еще и деньги зарабатывать. Хотя главная задача вузов вообще-то не наука, а учебный процесс.

С учетом того, что кафедра причастна к разработке проекта водоснабжения Крыма, прогнозируем: здешних ученых увидим в строительных касках и на полуострове.

Как в воду глядели

Что общего между клиникой МЧС, Китайской деревней в Царском Селе, Сампсониевским собором, «Газпром-ареной» и поездом «Сапсан»? На этих площадках испытан новый биоцид на основе перекиси водорода и соединений серебра и технология аэрозольной дезинфекции - разработка сотрудников научно-исследовательской лаборатории «Инновационные технологии очистки воды и воздушной среды».

Заведующий лабораторией Станислав Амеличкин объясняет: в России зарегистрированы сотни торговых марок дезинфицирующих средств, но большинство из них небезвредны. После того как справятся с вредными микроорганизмами, сами образуют пленку, которая, разлагаясь, оставляет токсичные продукты распада.

- А им все равно кого убивать - микроба или человека, - говорит Амеличкин. - Получается, что те же медицинские учреждения становятся в некотором смысле заложниками ситуации: с одной стороны, все надо дезинфицировать, с другой - это постоянная «вредность на производстве».

Новый биоцид уничтожает грибок, плесень, патогенные бактерии, вирусы - а сам распадается на кислород и воду. Никакой остаточной пленки. Сфера применения - от клинических операционных, вокзалов, музеев и стадионов - до канализационных очистных сооружений. От музейных коллекций и старинных зданий, подтачиваемых микроорганизмами, до (увы) современных построек: дешевый цемент выделяет аммиак.

Станислав Амеличкин добавляет: - Эта разработка позволяет предупреждать и минимизировать последствия биотерроризма.

В подробности не углубляется, чтобы не пугать. Но отмечает, что разработка способна уничтожить даже споры сибирской язвы. Сейчас эта технология внесена в реестр дезинфицирующих средств Таможенного союза.

...Кафедра готовит специалистов для всей России, как раньше готовила для всего Союза. Едва ли не каждый профессор тут связан - через многие десятилетия - если не с Бетанкуром, то с Тимоновым. Через научную школу: научное руководство передавали, как эстафетную палочку.

Профессура кафедры так и не смирилась с системой ЕГЭ. По которой, казалось бы, вуз должен получать толковых абитуриентов со всей страны. «Раньше, когда на местах не хватало квалифицированных кадров, наоборот, наши преподаватели ехали куда-нибудь на Дальний Восток и там учили, - говорят ученые. - Задача-то была - создавать квалифицированные кадры на местах, это и есть всеобщее высшее образование. А сейчас все преимущественно едут в Москву и Петербург».

Но самое тягостное для преподавателей - прижившаяся после перехода на болонскую систему тестовая система проверки знаний студентов. Она ведь не только в выпускных ЕГЭ, она и в проверочных вузовских работах. Преподаватели старой школы в свое время усвоили правило: не давать студентам неправильных ответов, потому что они имеют свойство застревать в памяти. «А теперь мы должны придумывать для тестирования неправильные ответы, - говорит зав. кафедрой профессор Черников. - Это невероятно трудно. Потому что мы всю жизнь учились искать ответы правильные».

#кафедра #обучение #водоснабжение #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6575) от 26.11.2019 под заголовком «От дамбы до биоцида».


Комментарии