Остановка у фонтанов. Туристическим автобусам в Петербурге негде парковаться

Остановка у фонтанов. Туристическим автобусам в Петербурге негде парковаться | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На днях туристический бизнес города облетела приятная новость: экскурсионным автобусам разрешат бесплатно пользоваться городской автостоянкой около ГМЗ «Петергоф». Причем сделают это официально - соответствующие изменения будут внесены в постановление правительства Петербурга, датированное еще апрелем 2015 года. Но эксперты отрасли уверены: этот шаг - только начало долгого и трудного пути, который ведет к решению хронической проблемы.

В минувшую субботу я упросил знакомых усадить меня в автобус с туристами, который выполнял типичную экскурсионную программу. И за пять часов поездки убедился: нервы у водителя должны быть железными, а его кошелек - всегда открытым...

Едем по набережной Фонтанки от Невского к улице Ломоносова - надо высадить туристов, отправляющихся на водную прогулку. Водитель Сергей не скрывает эмоций: справа вдоль гранитного тротуара набережной - размеченная велосипедная дорожка, слева крайнюю полосу сплошняком занимают припаркованные машины. И ни с той ни с другой стороны без нарушений остановиться нельзя. А ведь надо - причал уже рядом. Медленно проезжая вдоль парапета, Сергей решительно выворачивает руль вправо и смело паркуется на велосипедной дорожке. «Только давайте пулей», - бросает он гиду. Тот командует - и гости горохом высыпаются из автобуса. «Повезло, - говорит он, через пять минут отъезжая на стоянку. - А позавчера штрафанули на три тысячи».

Пока ждали группу, порассказал Сергей немало. Как на Большой Конюшенной, запрудив движение на 15 минут и услышав в свой адрес массу «лестного», уперся в «Порше», брошенный во втором ряду ушедшей на шопинг в ДЛТ дамой. Как из-за неправильно припаркованных автомобилей попался в капкан на улице Правды - ни назад, ни вперед. Как мается каждый день, пытаясь приткнуть хоть где-то 50-местную машину на стоянку.

«Мое мнение по поводу стоянок и остановок для туристических автобусов? А нелитературно можно? Жаль... - говорит он, получив отрицательный ответ. - Потому что описать положение обычными словами трудно». И в ходе поездки я убедился: автобус с туристами не мил ни другим участникам движения, ни местным жителям, ни гаишникам. И каждый день такие, как Сергей, вынуждены нарушать ПДД для того, чтобы выполнить свою работу и обеспечить безопасность пассажиров.

Яркий пример - набережная Фонтанки или Петроградская набережная, возле которой стоит «Аврора». И там и там проходит велосипедная дорожка. «Если подъезжаю вплотную и безопасно высаживаю туристов на тротуар набережной - нарушаю права велосипедистов. А если остаюсь в полосе движения - отправляю пассажиров прямо под колеса автомашин или велосипедов, - сетует Сергей. - Не говоря уже про то, что, оставаясь в полосе, машиной сужаю проезжую часть до предела - только успевай слышать в свой адрес проклятия. А что мне остается делать?».

Конечно, эту проблему все видят со своей колокольни. Велосипедисты, получившие дорожку, требуют «лыжню». Автолюбители - свободные для проезда полосы движения. Организаторы приема туристов - доступ к городским сервисам. Включая те, что предназначены для людей с ограниченными возможностями. Есть своя позиция и у перевозчиков, и у гидов.

«Подвезти туристов и что-то им показать - уже проблема. И если в Петродворце или Пушкине еще можно найти варианты для стоянки автобусов, то в центре Петербурга им стоять вообще негде, - считает глава одной из профильных компании Кира Журавская. - Мы постоянно нарываемся на штрафы, так как все немногочисленные стоянки нередко забиты легковыми машинами. Причем водителей, занимающих места для автобусов, никто не штрафует».

«В большинстве случаев не то что парковки - остановки для высадки пассажиров нет, - соглашается Светлана Иванова, председатель правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга. - Даже у Эрмитажа, в который большинство групп заходят со стороны Невы, на набережной остановка запрещена».

Попытки справиться с этой проблемой есть. По словам Ивановой, совещания в разных комитетах Смольного идут одно за другим. А для решения проблемы был не только собран фотоотчет, но даже предлагался список необходимых мест парковок.

«Разговоров много, а толку - ноль», - подтверждает Олег Куксов, председатель правления союза автоперевозчиков «Регионы». По его словам, из 40 поданных для утверждения в профильные ведомства города мест стоянок туристических автобусов были одобрены 13. «Однако уже в течение года мы никак не можем согласовать даже их», - делится он. Да и попытка создать интерактивную карту, на которой представители турбизнеса бы видели, где и сколько имеется мест для отстоя автобусов, пока ничем не завершилась.

Подобная ситуация, правда, не только в Петербурге. «Водители жалуются, что автобусам все труднее найти места парковки для высадки туристов: тем приходится заранее собирать вещи и выходить прямо на ходу» - так пишут про Париж. А заместитель мэра французской столицы Эммануэль Грегуар вообще предложил запретить туристическим автобусам въезд в центр города, посоветовав пересадить гостей на общественный транспорт или... велосипеды. «Вместо автобусных экскурсионных туров надо предлагать групповые велосипедные или пешие прогулки с наушниками», - посоветовал он.

Париж, в котором туристов по крайней мере впятеро больше, чем в Петербурге, наверное, может себе это позволить. А мы? «Нужны системный подход и постоянная работа по созданию инфраструктуры туристических услуг, включая транспортные, - полагает Олег Куксов. - Необходимо принимать продуманные стратегические решения, которые учитывали бы интересы разных сторон и способствовали развитию туризма как перспективной и выгодной для города отрасли».

Если учесть, что Петербург планирует и дальше увеличивать поток туристов (а в Смольном говорят о его росте уже в этом году до 10 миллионов человек), вопрос транспортного обслуживания гостей северной столицы выходит на первый план. И пример Петергофа показывает: если есть желание и политическая воля, решение все же может быть найдено.

#туризм #парковка #достопримечательности #город #автобусы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6481) от 16.07.2019 под заголовком «Остановка у фонтанов».


Комментарии