Охота на некондицию. Как петербуржцы затовариваются на Софийской овощебазе

Восточный базар, полным-полна коробочка, «чего желаете?»… Какие там еще есть ассоциации с изобилием? Все они проносятся в голове, когда идешь по овощебазе на Софийской улице, стараясь не попасть под колеса фур и лавируя между авто всех форм и размеров. Горожане привыкли, конечно, к яркости и разнообразию обычной овощной лавки. Но увеличенная стократно, она реально впечатляет: длинные ряды ящиков с яблоками — один к одному; с виноградом, как будто кисти собраны полчаса назад; горы мешков с картошкой, морковкой…

Охота на некондицию. Как петербуржцы затовариваются на Софийской овощебазе | Wayne Hollman on Unsplash

Wayne Hollman on Unsplash

На мысль поехать на эту «экскурсию» натолкнул разговор со случайной попутчицей, худенькой тетушкой лет семидесяти, улыбчивой и разговорчивой. Она долго искала зеленую «пенсионерскую» карточку в гигантской сумке на колесиках. Ей пришлось выложить несколько пакетов с овощами. И она посчитала нужным объясниться: мол, едет с овощебазы, где посчастливилось (вот удача!) набрать несколько кило вполне хороших помидоров, картошки, пару больших пучков зелени. «А штуку желтого перца я просто стащила из хорошего ящика», — похвастала она. Значит, остальная добыча — из «плохих» ящиков?

Увидев в глазах собеседницы доброжелательный интерес, она охотно рассказала, что примерно раз в неделю ездит на базу набрать что‑нибудь из некондиции. «Но ведь, наверное, неловко это делать?» Она ответила: «Нас таких там нередко бывает много, так что работаем в компании. Меня поначалу сын очень ругал, говорил, что мы вполне можем позволить себе купить овощи. А теперь — махнул рукой, смирился».

…И вот иду по ее стопам. Вернее, по Софийской улице — на овощебазу.

Понятное дело — это заведение прежде всего для юридических лиц. Уровень бизнеса очевиден. Фургоны с фирменными знаками сетевых магазинов подруливают один за другим. Как только подходит пустой, его тут же, как муравьи, окружают с десяток грузчиков: десять минут и фургон полон, можно ехать.

Но есть и другие «юридические лица»: бродят от ангара к ангару, прицениваются. «Сколько стоит виноград, если купить четыре ящика?» «200 рэ за кило», — отвечает человек «при винограде». Для небольшого опта дорого. И покупатели идут к следующей башне ящиков. Очевидно, что они — представители малого бизнеса. Скорее всего, владельцы небольшого магазинчика где‑нибудь в пригороде.

Дорого не только для оптовиков. Лицо физическое, конечно, может купить, к примеру, ящик «пальчикового» винограда по 162 рубля за кило. Но это 12 килограммов. Разве что скинуться с соседями и разобрать между собой. Но… стоит ли игра свеч? Организуй, съезди, купи, погрузи, привези, подели…

Похоже, что физические лица чаще всего выступают в качестве оптовиков-покупателей картошки и капусты. Иногда — огурцов. От ангаров то и дело отходят легковушки с парой-тройкой мешков на багажнике — 35 кг по 30 руб­лей за кило. Вот только где хранить? И как долго семья будет есть этот мешок?

Но где же тут хваленая некондиция?

Физическому лицу, впервые попавшему на базу, чрезвычайно сложно сориентироваться. Это как огромный заграничный город: 40 ангаров и очень мало русской речи. Впору заблудиться. Так что, спасибо женщине, обратившей внимание на немного растерявшегося новичка. Из нее получился классный советчик, наставник и проводник. Причем ее советы выдавали глубокое знание предмета.

«Следует очень тщательно одеться. Никакого нищенского вида. Вы сюда пришли не подаяние просить», — и она тряхнула головой, демонстрируя прическу и длинные серьги.

«Приходить лучше с утра, но не с раннего. Значит, так: заходишь в каждый ангар, улыбаясь, спрашиваешь, если ли некондиционный товар? На улыбку и ответят улыбкой. Кивнут или покачают головой. И так — обходим ангар за ангаром».

Выяснилось, что она наносит визиты на базу уже много лет. ­Кое-кого из грузчиков знает в лицо. Ну и ее знают. Так что и объяснять им ничего не нужно.

«Часто они начинают перебирать фрукты-овощи при моем появлении, чтобы наполнить мою тележку. Нередко кладут туда что‑то совершенно кондиционное».

«Стоит все же быть готовым и к неприветливости. Так что лучше всего лишний раз спросить, можно брать или нет?» — ­предупредила она.

Под ее руководством передвигаться по базе было легко и приятно. И стали видны прочие физические лица, очевидно, пришедшие сюда с той же целью — по­охотиться на некондицию.

«Проводница» набрала с десяток неплохих баклажанов, помидорки и несколько гранат. Чтобы не отставать от нее, пришлось забросить в сумку пяток яблок (очень симпатичный гольден). Коротенькое интервью она дала на обратном пути от дальнего ангара до ворот овощебазы.

Я пенсионерка, бывший учитель биологии. Пенсия со всеми прибавками — 32 тысячи рублей. К тому же дети помогают. Так что не голодаю.

Зачем тогда копаетесь в некондиции?

Разве мы все не тем же самым занимаемся во многих сетевых магазинах? Понаблюдайте: вокруг контейнеров стоят люди и выбирают из кучи овощей и фруктов то, что им нравится. И за этот товар мы платим немалые деньги. Так не лучше ли получать его бесплатно?

Не бывает стыдно?

Никогда. Я, признаться, даже горжусь тем, что из меня вышла такая хорошая охотница за овощами. Это как игра: весело, экстремально и полезно, как практически любая экономия.


#овощебаза #овощи #еда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7277) от 17.10.2022 под заголовком «Охота на некондицию».


Комментарии