Обводный. Факты о самом крупном канале Петербурга

Это самый крупный канал Петербурга, протянувшийся более чем на 8 километров. Принимая невские воды в районе Александро-Невской лавры, он доходит до реки Екатерингофки, условно очерчивая южную границу центральных районов города (на всем протяжении канала в него впадают реки Волковка и Монастырка).

Обводный. Факты о самом крупном канале Петербурга | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Проект сооружения канала в 1769 году подготовил архитектор Алексей Квасов, автор плана реконструкции Дворцовой площади, возглавлявший архитектурную часть Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы (младший брат известного зодчего Андрея Квасова).

Этот канал определял новую южную границу Северной столицы по рву, служившему оборонительным сооружением. Позже работами по его строительству для создания более короткого, в обход центральных рек и каналов города, водного транспортного пути и отвода при наводнении невской воды стал руководить военный инженер Иван Герард, а затем известный ученый и инженер Пьер-Доминик (Петр) Базен.

Сооружение канала велось в два этапа. Сначала был прорыт его западный участок от Екатерингофки до Лиговского канала, на месте которого ныне проходит Лиговский проспект. Эту часть соединили с рекой Фонтанкой Введенским каналом, который тоже не сохранился (его засыпали в 1967 – 1969 гг.), что позволило включить Обводный в судоходную систему города. А в 1804 году рабочие начали прокладывать восточный участок канала, двигаясь по направлению к Неве, одновременно углубляя и расширяя старое русло.

К 1830 году, когда эта водная артерия определила южную границу Петербурга, канал получил свое нынешнее название – Обводный (до этого его называли Загородным, Городским, Городовым и Новым). В 1833-м он был открыт для судоходства.

Возникновение новой транспортной магистрали способствовало развитию этой части города: по берегам канала сформировалась промышленная зона. Важную роль среди появившихся там предприятий играли бумагопрядильные фабрики (здания эти сохранились до наших дней).

Так, на берегах канала расположились Новая бумагопрядильная мануфактура (бывшая прядильно-ткацкая фабрика имени Петра Анисимова), комплекс сооружений прядильно-ниточного комбината «Советская звезда» (бывшая Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л. Е. Кенига), завод резиновых изделий «Красный треугольник». Там можно увидеть также прядильную фабрику «Веретено» с павильоном, венчает который миниатюрная ротонда с фигурой Меркурия, и газгольдер комплекса сооружений Главного газового завода, интереснейший образец старого промышленного зодчества...

B советский период были обновлены все мосты, перекинутые через канал, начались работы по расширению Обводного и оформлению его набережных гранитными подпорными стенками.

Вдоль берегов канала находится немало достопримечательностей, самая яркая и известная из которых, безусловно, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. В том месте, где канал пересекает Лиговский проспект, находится Крестовоздвиженский казачий собор – один из старейших петербургских приходов. А недалеко от Варшавского моста была выстроена церковь Воскресения Христова, заложенная в 1894 году.

Обводный поныне входит в перечень водных путей Петербурга, используемых для судоходства. В 2010 – 2014 гг. по заданию городского комитета по природопользованию были выполнены работы по расчистке русла канала, со дна которого извлекли донные отложения, подняли бетонные конструкции, остовы автомашин, покрышки, обломки мебели и т. д.

По материалам городского комитета по природопользованию

#Обводный канал #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (6866) от 17.02.2021 под заголовком «Обводный».


Комментарии