Обошлось без сосулек. В Петербурге оценили итоги зимней уборки крыш

Прошло почти два года с тех пор, как из активного лексикона петербуржцев исчезло слово «сосулька». С зимой 2019 – 2020 годов все ясно: ни снега ни, стало быть, наледи на крышах. Нынешняя зима – не то: иные условия, тяжелая работа самых разных служб.

Обошлось без сосулек. В Петербурге оценили итоги зимней уборки крыш | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На мартовской встрече с журналистами замглавы городской Жилищной инспекции Юрий Кузин сказал небывалое: мол, недостатки в уборке снега во дворах и на кровлях управляющие компании ликвидируют так быстро, что «оснований для их наказания у нас зачастую нет вовсе».

Социологи утверждают, что 48% петербуржцев в целом положительно отзываются о работе коммунальных служб. Это дорогого стоит, учитывая, что горожане извечно настроены на критический лад, хвалить кого-либо (особенно коммунальщиков) не привыкли.

Существенное улучшение качества очистки кровель подтверждает и статистика, собранная Городским мониторинговым центром (читай – службой «004»). Так, за январь 2021 года из Центрального района поступило 29 жалоб на состояние кровель, за тот же период 2019-го – 1987 (ошибки нет, это не год, а количество жалоб). Из Адмиралтейского: в январе 2021-го – 23, в январе 2019-го – 742. Из Петроградского: 25 и 759. Убеждает, не правда ли?

С металлическими крышами (теми самыми, которые в первую очередь надлежит чистить) город плотно работал в течение последних пяти-шести лет. Вообще-то он начал ими заниматься даже раньше. Но тогда это была интеллектуальная работа. В Петербурге долго выбирали технологию такого переоборудования чердаков, которое гарантировало бы отсутствие или по крайней мере максимально медленный рост сосулек, что позволяло бы управляющей компании спокойно и планомерно сбрасывать с крыш снег. И в обиход вошла аббревиатура, которую теперь знают все хоть сколько-нибудь заинтересованные петербуржцы: ТВР – температурно-влажностный режим.

Нормальной обстановкой на зимнем чердаке должна быть, во-первых, температура, которая выше, нежели на улице, не более чем на 5 градусов; во-вторых, хорошая вентиляция. Если на улице минус 10, то на чердаке должно быть максимум минус 3 и – ветрено. Для этого сейчас минеральной ватой и фольгой изолируют все трубы, проходящие по чердаку, засыпают пол керамзитом и оборудуют как можно больше продухов, через которые с чердака выветривается влага, грозящая конденсатом.

Кстати, с этими продухами связана забавная история, длившаяся несколько месяцев. После ремонта чердака активисты одного из домов на Васильевском острове пошли по инстанциям с жалобами: в администрацию района, прокуратуру, жилищный комитет, СМИ и, как апофеоз, к президенту. Тема обращения – дурно сделанный ремонт: между карнизным свесом и стеной дома оставлена щель. Вывод – подрядчик сэкономил на кирпичах. Попытки убедить жителей дома, что так и надо, были безрезультатны. Затем недовольство постепенно сошло на нет. Теперь вновь возродилось. Причиной на сей раз стали голуби, которые проникают на чердак через открытые слуховые окна и пресловутую щель.

По сравнению с необходимостью вентиляции наличие голубей – мелочь. Хотя и досадная. От них можно защититься, закрыв все продухи решетками. Но в отличие от нормализации ТВР такие работы – штука необязательная. Правда, собственники могут своей волей заставить управляющую компанию включить их в план текущего ремонта. Вот только надо будет определить источник финансирования: с какой статьи следует взять деньги? Или скинуться дополнительно?

Что касается обязательных работ на чердаках, то их проверяют с пристрастием. Комиссии и инспекции ходят по городу кругами. На еженедельных совещаниях в жилищном комитете о ходе нормализации ТВР докладывают заместители глав администраций. Если управляющие компании не выполняют план, стружку снимают с районных властей. А директорам управляющих компаний (тех, в которых еще есть доля города) и вовсе грозят разрывом трудового договора. Такие вот строгости.

В жилищном комитете утверждают, что к осени 2020 года все чердаки под скатными металлическими кровлями прошли необходимые процедуры и готовы противостоять наледям при любой погоде. Нынешней зимой это заявление было проверено. Похоже, власти не соврали.

Хотя, признаться, по многим адресам работы сделаны тяп-ляп: где-то керамзит сыпать не стали (перекрытие в аварийном состоянии: а вдруг не выдержит лишней тяжести), где-то сэкономили на минеральной вате, обмотав трубу одной лишь фольгой; а где-то и фольги пожалели. Также нередки случаи, когда изоляцию труб случайно порвали и искорежили либо сами сотрудники управляющих компаний (кто-то наступил, не подумав), либо нежданные гости, проникшие на чердак установить оборудование связи, или провести экскурсию, или просто отогреться (неаккуратно посидели на мягкой трубе).

Как бы то ни было, зиму-2020/21 город пережил без жертв и без сосулек.

Вернее, почти без сосулек. Несколько проблемных адресов все же имелись: Измайловский пр., 11, Малая Морская, 15, Малый пр. В. О., 7, пр. Бакунина, 19 – 25, Ленинский, 124. Кстати, на Ленинском сосульки произрастали не только по краям бетонной кровли, но и торчали сквозь щели в плитах.

Несколько зданий, откуда поступали жалобы на опасные наледи, стоят в очереди на капремонт кровли. И очередь эта либо вот-вот подойдет, либо уже прошла. Так, дом № 58 по Боровой ул. весь по периметру облеплен сосульками (управляющая компания «ЖКС 1 Фрунзенского района»). Между тем ремонт здесь по графику уже должен был состояться. Реально неблагополучная ситуация складывалась на дворовом фасаде дома № 21 по ул. Рылеева. И тоже: ремонт кровли и фасада здесь предстоит в ближайшее время.

Со старенькой кирпичной «хрущевки» на ул. Дудко, 35, тоже свисают. И пребольшие. Судя по программе капремонта крышу здесь... никогда не отремонтируют. Так что придется ЖКС 1 Невского района как-то обходиться своими силами.

Марата, 74. Опасные сосульки украсили двор-колодец. Капремонт кровли назначен на 2021 – 2023 гг. При этом смета составлена аж в 2018 году – почти на 2,4 миллиона рублей. Но, похоже, придется составлять новую – цены существенно изменились. Сосульки замечены также на крыше дома № 63 по Невскому проспекту. Оба адреса – на совести ЖКС 2 Центрального района. Но ему сейчас не до сосулек. Он проходит процедуру банкротства.

Вероятно, сосулька-чемпион длиной около полутора метров украшала карниз дома № 70 – 72 по Большому пр. П. С. Ее убрали буквально через день после того, как граждане написали жалобу на портал «Наш Санкт-Петербург», но осадочек, как говорится, остался.

Больше всего граждане жаловались на состояние кровель нежилых зданий: школа № 243 в переулке Гривцова; гимназия на ул. Маяковского, 26; подростковый клуб «Мечта» на ул. Новоселов, 53 (здесь сосульки нависали тяжелой гирляндой прямо над тротуаром); детсад в Ковенском пер., 6; почта на Белградской, 26... И множество иных нежилых зданий.

Лидером по части огромности наледи можно считать кинотеатр «Мираж» на Большом пр. П. С., 35. Большинство горожан знают, как узок тротуар в этом месте. Так что угроза получить травму была абсолютно реальной.

Называя проблемные адреса, стоит все же сказать, что в большинстве случаев сосульки с домов сбивали в течение суток после получения жалобы. Или, как ныне принято говорить, после поступления заявки.

Зима на излете. А это означает, что жилищникам придется еще раз напрячь все силы. Начинаются весенние температурные качели: быстрый переход от минуса к плюсу и обратно. Да еще и снегопады обещали. Так что в городе наверняка сложится самая благоприятная для роста сосулек обстановка. Выдержим?

#уборка снега #крыши #зима #ЖКХ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «С продухом, без «сосуль»».


Комментарии