Оборудование для работы в арктической зоне представили на выставке OMR-2020

Российские судостроители и представители смежных отраслей встретились на площадке петербургского «Экспофорума», показав свою продукцию, созданную для работы в арктической зоне. Проходившую там на днях Международную выставку-конференцию по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа (OMR-2020) судьбоносной не назовешь. Но удивительно уже то, что в сегодняшних условиях пандемии такая встреча, необходимая для укрепления деловых контактов в стратегически важной сфере, вообще состоялась.

Оборудование для работы в арктической зоне представили на выставке OMR-2020 | ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

Главная особенность этого отраслевого мероприятия, которое проходит по распоряжению правительства РФ в рамках реализации Государственной программы развития судостроения уже несколько лет, с 2014 года, состоит в его тематической всеохватности. Эта черта, связанная со спецификой арктического судоходства, определяла и формат подобных выставок, притягивающих достаточно широкий круг разработчиков, и масштаб экспозиций.

В нынешнем году, однако, все было скромнее: участников OMR-2020 оказалось меньше обычного (в целом, по некоторым данным, около 5 тыс. человек), и выставочная площадь не поражала воображение размерами. Организаторы позаботились о мерах безопасности, связанных с требованиями Роспотребнадзора, и получили QR-код, подтверждающий возможность проведения таких мероприятий. Но, учитывая общую обстановку, на сей раз им, понятно, было не до размаха.

Такие отраслевые киты, как судостроительный комплекс «Звезда», объединение «Севмаш», центр судоремонта «Дальзавод» и Балтийский завод, представляющие разные регионы, правда, не обошли вниманием это событие. Посчитали нужным отметиться на мероприятии также основные участники нефтегазового рынка, имеющие собственные судостроительные мощности и осваивающие шельфовые участки («Газпром» и «Роснефть»). Только те и другие продемонстрировали в основном не образцы готовых изделий, как прежде, а буклеты и видеоматериалы, крутящиеся на информационных табло.

Но определенное представление о потенциале отечественного судостроения, развивающегося в интересах арктических регионов, и новых перспективных проектах выставка-2020 все же давала. Равно как и объединенный стенд петербургских предприятий, «утвердившийся» в самом центре отведенного под нее павильона «Экспофорума».

Некоторые размещенные там экспонаты, правда, больше отражали день вчерашний вроде макета плавучей атомной станции «Академик Ломоносов», несколько месяцев вырабатывающей тепло и электроэнергию на Чукотке. Хотя и свежие, находящиеся в работе проекты не были позабыты.

Так, Средне-Невский судостроительный завод представил, опять же в виде макета, первое в мире пассажирское судно ледового класса проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский», которому предстоит обслуживать енисейскую линию.

Компания «Аэромакс» продемонстрировала комплексное решение с применением БВС (беспилотных воздушных систем) вертикального взлета и посадки для ледовой разведки. А специалисты Научно-исследовательского института резиновых изделий и покрытий показали, причем в натуральном виде, спасательный гидротермокостюм «Айсберг», который они разрабатывают для военных моряков.

В этом облачении, по их словам, можно пребывать в ледяной воде при температуре минус 30 градусов восемь часов подряд. Во всяком случае испытания опытного образца, изготовленного из оригинальных материалов (пластина из микропористой резины на основе хлоропренового каучука с двойной нейлоновой тканью), это вполне подтвердили. Минувшим летом костюм был успешно опробован в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

Стенд Ленобласти, который подготовил региональный Центр развития промышленности, еще меньше отличался новизной и разнообразием экспонатов. Хотя компания «Ховеркрафт» (Подпорожье), дебютировав на выставке-конференции, представила свои новейшие разработки: грузопассажирские суда на воздушной подушке последних модификаций. Более совершенные по сравнению с теми, которые уже несколько лет работают на Ямале, в Якутии и других студеных регионах.

В то же время завод «Пелла» (Кировский район) вновь напомнил о своих возможностях, позволяющих строить рейдовые буксиры, краболовы и траулеры-процессоры, в которых Заполярье тоже нуждается. А компания «Ладога» (Ломоносовский район) в который раз отчиталась о создаваемых в ее цехах шлюпочных устройствах, гидравлических системах и фильтрах, используемых на современных судах.

Да и другие демонстрационные площадки выглядели бледновато. Проиллюстрировать многое из того, о чем говорилось на пленарном заседании, посвященном стратегическим целям и приоритетам развития Арктики, они вряд ли могли. Хотя на форуме были названы интересные новинки. Так, гендиректор ЦКБ «Лазурит» Евгений Апполонов рассказал о подготовке документации по созданию научно-исследовательского судна проекта 123, устойчивого к ледовым нагрузкам. Оно позволит проводить гидрогеологические исследования с применением подводных телеуправляемых аппаратов в акватории северных морей.

По словам академика РАН Алексея Конторовича, одного из ведущих российских геологов, без таких судов и технических средств покорять ресурсы континентального шельфа и полярных месторождений на суше невозможно. А освоение этих богатейших кладовых, связанных с развитием Северного морского пути и обеспечением национальной безопасности, остается в числе приоритетных государственных задач России, подчеркнул академик.

Тем более что потепление климата открывает новые возможности для геологоразведки на ранее недоступных участках арктического шельфа, отметил Сергей Хрущев, руководитель одного из департаментов Минприроды РФ. Это еще одно направление работ, которое, по его мнению, прямо-таки обязывает Россию иметь мощный флот и морские инфраструктурные объекты, необходимые для комплексного и бережного освоения арктических территорий.

#Арктика #судостроение #оборудование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6783) от 13.10.2020 под заголовком «Арктический шельф зовет».


Комментарии