Носки столетней давности. Петербуржец собирает коллекцию старой одежды

Признаться, я полагал, что носильные вещи столетней давности можно найти исключительно на блошиных рынках. Либо, исходя из реалий нынешнего времени, – на интернет-аукционах. Однако, по словам моего собеседника Никиты ОВОДКОВА, коллекционера дореволюционного городского костюма, больше всего предметов гардероба до сих пор хранится у людей дома. Причем 90% – в провинциальных русских городах и деревнях, даже в бывших питерских дачных пригородах вроде Ольгина или Сестрорецка. Вещи могут годами лежать на дальних антресолях или в старых сундуках, и руки до них доходят только тогда, когда речь заходит о продаже недвижимости...

Носки столетней давности. Петербуржец собирает коллекцию старой одежды | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Никита, неужели такое может быть: за минувшее столетие столько всего произошло, а добро так и лежит?

– Вот недавний пример. Подмосковный город Дмитров. Продавали дом начала ХХ века, принадлежавший когда-то местному купцу Ивану Афанасьевичу Беликову, который занимался торговлей канцелярскими и письменными принадлежностями, держал магазин в Москве на Большой Лубянке...

Сразу же слетелись местные антиквары, и не зря. Там оказалось несколько сундуков с носильными вещами. Через одного из перекупщиков мне посчастливилось приобрести теннисные ракетки начала ХХ века (их главное отличие от современных – сетка из бычьих жил) и мужские носки. Ими не пользовались, на них неснятая пломба, а на ней год – 1916-й. Кстати, если современные носки цельные, без швов, то эти сшиты из нескольких частей.

Носки – тот предмет старинного гардероба, который встречается едва ли не реже всего. Оно и понятно: кому придет в голову хранить носки своих прадедушек? Очень редки женские платья, особенно юбки, потому что их перешивали в советское время. Ценится обувь, особенно если изготовитель – поставщик императорского двора...

Нередко, цепляясь за одну вещь, выходишь на целый комплекс предметов из одной семьи. От того же Беликова в моей коллекции оказалось полтора десятка галстуков, которые, правда, требуют реставрации.

Вообще есть некий образ мужского городского костюма конца XIX – начала ХХ века: черный сюртук, черные брюки, белая сорочка, цилиндр или котелок. Но ко всему этому добавляются мелкие детали – то, что давно уже вышло из употребления. Например, кто помнит, что такое манишка? Ее надевали поверх белой сорочки под сюртук. Купить три сорочки было намного дороже, чем одну сорочку и несколько манишек...

– С чего вдруг вас потянуло к одежде начала ХХ века?

– В сфере моих научных интересов находится история повседневности... С чего все началось? Лет пять назад, после окончания истфака СПбГУ, моя преподавательница устроила меня работать в антикварный магазин. Как раз это и стало отправной точкой. Хозяйка салона – обладательница одной из крупнейших в России коллекций старинного платья. Я заинтересовался, приобрел несколько вещей – поначалу просто так, без особой цели.

Предметом номер один в моей коллекции стали спортивные кожаные ботинки конца XIX – начала ХХ века. Кстати, довольно редкий экземпляр, с тех пор я таких нигде не встречал, хотя внимательно изучаю рынок. Вообще в России коллекций старинного костюма не так много. Самая большая принадлежит известному историку моды Александру Васильеву, но его частный музей расположен за рубежом – в Риге.

Главный принцип, в соответствии с которым я собираю предметы: они должны были бытовать на территории Российской империи, хотя изготовлены могут быть где угодно. Немало вещей импортных – это видно по нашивкам. Если производили в России, то ткань часто закупали за границей. В основном шили одежду в ателье на заказ, но на рубеже XIX – XX веков появились привычные нам магазины готового платья. На старинных фотографиях видно: если на человеке одежда чуть-чуть топорщится, немного ему не по размеру – значит она точно не была заказана в ателье.

– О чем еще говорит одежда того времени?

– Средний рост был немного ниже – на 5 – 10 сантиметров. И размер ноги – меньше. Даже если судить по женской обуви – самыми ходовыми были 35-й и 36-й размеры. Судя по воротничкам и галстукам, шеи были более тонкими. На мне 70% воротничков не сходятся. Можно ли делать выводы? Трудно сказать...

Чем сейчас не пользуются? К примеру, исчезли из обихода гамаши: когда-то их надевали поверх обуви. Гамаши изготовляли из плотного шерстяного сукна. Они нужны были, чтобы ногам не так холодно было и чтобы обувь не пачкать.

Калоши тоже пропали из нашей жизни, а ведь в начале ХХ века был буквально взрыв их производства, в Петербурге тогда появилась фабрика «Треугольник». Не пользуются нынче штиблетами – заимствую этот термин из старинных прейскурантов: это войлочные или суконные высокие ботинки, к которым были пришиты калоши. Выглядела такая обувь очень стильно. Спереди – застежки, чтобы регулировать ее по ширине ноги, а сзади – язычок, на нем нашита яркая надпись «Петроград» на двух языках – русском и английском.

Кстати, вы будете удивлены: брючный ремень появился только в начале 1920-х годов. До этого использовали подтяжки, была специальная система их креплений на пуговицах. Ремни в виде широких поясов прилагались к спортивной одежде: в ней просто неудобно пользоваться подтяжками...

– Скажите, ваше увлечение для души или вы предполагаете со временем его как-то «монетизировать»?

– На данный момент только для души, к тому же еще и статья расхода – и на закупку, и на реставрацию. Пока коллекция сформирована на 20 – 30%. Сейчас в ней около четырех сотен предметов, собранных почти за десять лет.

Расскажу такой случай. В прошлом году я покупал у петербуржца дореволюционные женские босоножки в греческом стиле. По его словам, они принадлежали его прабабушке. Мы с ним встретились у метро, совершили сделку. Он меня недоверчиво спрашивает: «А вам они зачем?». Отвечаю: «Я собираю коллекцию». Он продолжал допытываться: «То есть они точно останутся у вас?» – «Конечно. А почему вы так переживаете?» – «Знаете, я вчера чуть не отдал эти сандалии человеку, который хотел их разрезать на кусочки и использовать для реставрации сундука. Я не стал ему продавать»...

Свою коллекцию я уже представил на своем интернет-сайте, а в реальном режиме впервые выставил предметы на выставке в музее «Разночинный Петербург», посвященной туризму.

Пока всю коллекцию храню дома. Дело хлопотное, подобные предметы требуют специального температурно-влажностного режима. Все должно быть аутентично: я покупаю для хранения старинные коробки, в которых одежду держали до революции. Их производила ревельская компания «Лютерма», которая в 80-х годах XIX века запатентовала водонепроницаемую фанеру. В некоторых квартирах эти коробки до сих пор лежат на антресолях и уже сами по себе являются музейными предметами. Маленькие – для воротничков, круглые – для шляп, прямоугольные – для платьев...

Сейчас ищу помещение вроде шоу-рума, где мог бы и хранить, и показывать коллекцию. В перспективе мне очень хотелось бы создать свой музей, посвященный повседневному городскому костюму. Но это пока далекая мечта.

#одежда #коллекция #гардероб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (6897) от 06.04.2021 под заголовком «Носки столетней давности».


Комментарии