Ночные образы. Брандмауэрам в Петербурге нашли достойное применение

На брандмауэре дома – 91 по Московскому проспекту, где размещается бизнес-центр, в темное время суток будет появляться световая проекция с портретом петербургского военного инженера Федора Аполлоновича Пироцкого (1845 – 1898). В 1880 году он изобрел и запустил опытный образец первого в мире электрического трамвая.

Ночные образы. Брандмауэрам в Петербурге нашли достойное применение | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Видно портрет только с противоположной стороны Московского проспекта. Мешают плотная застройка и яркие фонари уличного освещения, необходимые на важной городской магистрали. Но место выбрано не случайно, рядом находится Трамвайный парк # 1. Хотя, если быть точным, Пироцкий, по словам его современников, «двинул вагон электрической силой» в другом месте – в Дегтярном переулке. Место тамошнего парка для конок, а потом трампарка, теперь занимает «Невская ратуша». Небольшой сквер по соседству недавно получил имя Пироцкого...

Кстати, намного выигрышнее изображения отца трамвая смотрится первый опыт световой проекции (включена в ноябре 2020 года) – портрет Федора Достоевского на доме № 5 в Кузнечном переулке, где находится литературно-мемориальный музей писателя.

...Перед тем как стемнело и вместе с уличным освещением на брандмауэре появился портрет Пироцкого в форме артиллерийского офицера, Алексей Моор, главный художник города, рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» обо всей программе светопроекций. Идея возникла в 2019 году, когда одна из молодежных организаций предложила сделать портрет Достоевского на доме в Кузнечном с помощью росписи. Но это запрещено законом об охране памятников. КГА предложил альтернативный вариант – световую проекцию, которая не запрещена. Кроме того, роспись любого брандмауэра потребует исследования штукатурного слоя, чтобы подобрать краску. Баллончик не годится: краска из него создает непроницаемую пленку и конденсат разрушит штукатурку. Светопроекция позволяет избегать вандализма. Кроме того, эта техника дает возможность менять темы и сюжеты. Так возникла программа светопроекций – портреты выдающихся людей, утраченная архитектура, репродукции произведений искусства. Сейчас КГА завершает переговоры с Русским музеем о предоставлении изображений в хорошем разрешении. Потом речь может зайти о проецировании произведений современных художников, не нанося ущерба зданиям.

Первоначально в портфеле КГА было 50 брандмауэров, сейчас осталось 15 адресов. Кроме двух названных, это Измайловский проспект, 29; улица Декабристов, 43 – 45; Столярный переулок, 5; 16-я линия, В. О., 17; 8-я линия В. О., 85; Полозова улица, 3; Сытнинская улица, 20; Шпалерная улица, 44; улица Моисеенко, 4; проспект Обуховской Обороны, 13; улица Профессора Качалова, 6; Лиговский проспект, 149; Боровая улица, 35 – 37.

По шести адресам получено согласие собственников зданий. На март намечен запуск проекции картины Кузьмы Петрова-Водкина «Фантазия» на 8-й линии. Готовится проекция картины «Прогулка» Марка Шагала для Полозовой улицы. По словам Моора, он считает возможным применение практики, аналогичной той, которая существует для установки в Петербурге мемориальных досок. Сначала инициатор показывает свое предложение на рабочей группе, в которую необходимо пригласить представителей Эрмитажа, Русского музея, комитета по культуре, КГИОП, КГА и районных администраций. Если идея находит поддержку, то КГА помогает подготовить визуализацию, а «Ленсвет» проверяет, возможно ли технически осуществить создание проекции в данном месте. И если все срастется, то предложение реализуется.

После включения портрета Пироцкого Сергей Мителев, директор предприятия «Ленсвет», сообщил нашей газете, что использован слайд-проектор для стеклянных пластинок (а не модные сейчас мультимедиа). Он стоит 100 тысяч рублей и приобретен на средства меценатов. Мощность светодиодной лампы – 200 вт, эти небольшие расходы электроэнергии будут оплачены из городского бюджета. Предприятие намерено участвовать не только в программе КГА. Весной на площади Ломоносова появится серия портретов «Архитекторы России» – Леблон, Ринальди, Росси и другие зодчие, строившие Петербург.

#город #инсталляция #световой портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (6875) от 04.03.2021 под заголовком «Ночные образы».


Комментарии