Звездный Ниеншанц. На Охтинском мысу может появиться необычный музейный центр

Интересный проект использования территории в месте впадения реки Охта в Неву, где некогда располагалась крепость Ниеншанц, предложила архитектурная мастерская ООО «Студио-АММ». Презентация, основанная на ее идеях и находках археолога старшего научного сотрудника отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН Петра Сорокина, стала одним из основных событий биеннале «Архитектура Петербурга».

Звездный Ниеншанц. На Охтинском мысу может появиться необычный музейный центр | Новый центр создаст 30 — 40 тысяч квадратных метров выставочных пространств. Презентация проекта планировки территории крепости «Ниеншанц», ООО «Студио-АММ»

Новый центр создаст 30 — 40 тысяч квадратных метров выставочных пространств. Презентация проекта планировки территории крепости «Ниеншанц», ООО «Студио-АММ»

Неолит под полом цеха


Охтинский мыс издревле привлекал внимание людей. Оказалось, что первый раз он стал домом нашим далеким предкам тысячелетия назад. Ну а в последний раз оказался в центре внимания, когда возникла идея поставить на месте Ниеншанца штаб-квартиру газового концерна.

В ходе подготовки к гигантской стройке (ее потом, как известно, «передвинули» в Лахту) проводились археологические изыскания. Петр Сорокин вспоминает: «Еще в 2006 году здесь стоял Петрозавод, когда мы приступали к раскопкам, никто не верил, что удастся тут что-то обнаружить. Предполагалось, при сооружении цехов все было уничтожено».

Находки оказались действительно богатые. Предметы древнего быта. Средние века. Следы борьбы за земли у Ладоги и Балтики Руси Новгородской, а затем и противостояние Московской с западным соседом.

Например, шведская крепость Ландскрона, которую строили «мастера из Рима», как гласит летопись. Кстати, на нынешней территории Швеции таких «итальянских» фортеций не сохранилось.

Эффект матрешки


Еще до основания крепости Ниеншанц (которую взял и разрушил Петр Великий) в городе Ниен и его окрестностях жизнь кипела. Петр Сорокин доволен тем, что, во-первых, мы можем наблюдать эффект матрешки, так как следующая крепость была больше предыдущей. Это способствовало сохранению наследия, если бы строили в тех же границах, то новое разрушало бы старое. А так земля сберегла все.

Вторая радость - сваи советской эпохи не нанесли существенного ущерба памятнику. К тому же повезло с расположением свай. На фото эффектно смотрится, как свая аккуратно прошла в центре древнего колодезного сруба.

Но вот раскопки окончились. «Мы передали находки в музеи, в том числе ведущие. Например, в Эрмитаж, Кунсткамеру. Но там они не экспонируются, разве что на выставках. А мы за экспонирование, причем на месте», - говорит археолог. Фрагменты изразцов, мушкетные пули, курительные трубки, фрагменты посуды, остатки рыболовных снастей и пр. - все это не кажется выдающимися экспонатами. Но в контексте впечатляет. За последние годы на месте завода образовался небольшой «парк», самосевом выросли деревья и кусты, котлованы заполнились водой.

В начале 2000-х начался процесс обращения к истокам. Давно уже установлен памятный знак «Ниеншанц» на набережной, причем с реальными пушками. Был и музей в одном из корпусов Петрозавода.

Сестра Петропавловки


По мнению Петра Сорокина, Ниеншанц - это противопоставление и одновременно связь с Петропавловской крепостью. Можно разработать маршруты, объединяющие эти точки с крепостями Северо-Запада, - Копорье, Ивангород, Орешек. Можно также связать со шведскими крепостями - Выборг, Корела.

Глава архитектурной студии Юрий Митюрев подчеркивает традиционность своего проекта. Пятиугольная форма родилась на этом участке, она воплощена в «Лахта-центре», который ее сохранил, хоть и построен в другом месте.

«Наша идея - сделать сооружение на столбчатых основаниях», - сказал он. На эскизе это выглядит как сооружение «на курьих ножках». Такое решение позволит не затронуть древние фундаменты. Также планируется воссоздание бастионов (хотя не полностью - проезд по набережной убрать невозможно).

Археологический центр высотой 28 метров создаст 30 - 40 тыс. «квадратов» выставочных пространств. Однако неопределенность статуса объекта провоцирует застройку Охтинского мыса. Юрий Митюрев рассказал, что компании «Газпром нефть» проект не представляли, интереса к нему фирма не высказывала.

Экономика проекта также неясна. Любая культурная программа и сохранение наследия это затратные вещи. «Газпром» уже финансировал раскопки, это громадные деньги, «мне кажется, что логично было бы продолжить», - считает Митюрев.

«Война» экспертиз


Петр Сорокин признает, что есть много правовых проблем, «война» экспертиз. Непонятно, что охраняется. Инициаторы проекта обращают внимание на опыт Западной Европы, где такие земляные крепости - точки притяжения туристов. Они мечтают о воссоздании когда-то здесь построенного фрегата «Паллада».

Конструкция музейного центра в форме традиционной пятиконечной звезды (древнего защитного знака) идет от контура самой крепости. Здесь же могут быть аттракционы, легкие спортивные сооружения.

В АО МФК «Лахта-центр» не комментируют судьбу Охтинского мыса. Собственник территории не имеет контактов с архитекторами, предлагающими проект «звезды». По поводу того, каковы должны быть предметы охраны, идут суды.

Поэтому вопрос использования участка открыт. Пока нет ответа, что можно здесь строить (и можно ли вообще), землю нельзя ни освоить самим, ни продать. Так что при всей смелости и изяществе проект создания археологического парка рискует остаться в чертежах.

#Охта #строительство #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6402) от 19.03.2019 под заголовком «Ниеншанц украсят звездой?».


Комментарии