Ни церкви, ни трамвая. О чем рассказывает выставка выставка «Ленинград. Накануне»?
В Музее городской скульптуры открылась выставка «Ленинград. Накануне» - своеобразный иллюстрированный путеводитель по Ленинграду 1924 - 1941 годов. Это четвертый проект, который завершает рассказ о важных событиях в нашем городе, произошедших в ХХ веке.
Пляж Петропавловской крепости. 1935 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Предыдущие выставки были посвящены восстановлению города сразу после освобождения от блокады, истории Петрограда, послевоенному советскому периоду. В основе каждого проекта - хроника важных городских событий, проиллюстрированная редкими фотографиями из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Петербурга, других учреждений. Для нынешнего проекта объединили усилия более двадцати музеев и архивов, общественных организаций и частных коллекционеров.
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Владимир Тимофеев, директор Музея городской скульптуры, «это было время веры и энтузиазма, в Ленинграде строили жилье и дороги, развивался транспорт, открывались учебные и научные институты, театры, дворцы культуры со зрительными залами минимум на одну тысячу мест. Когда пришла война, все это стало работать на Победу».
Именно поэтому выбрано такое название - «Ленинград. Накануне». Куратор Константин Карасев отобрал 120 событий. Назовем несколько. В январе 1926 года началось строительство малоэтажного жилья на Тракторной улице. В январе 1929 года была снесена Благовещенская церковь на площади Труда, как мешавшая трамваю (кстати, сейчас обсуждается ее воссоздание). В октябре 1929 года в кинотеатре «Звуковое кино» (Невский проспект, 72) был проведен первый звуковой киносеанс. Показывали фильм «Бабы рязанские» о жизни на селе во время революции.
В сентябре 1930 года открылась фабрика-кухня Московско-Нарвского района на площади Стачек. Этот вид общепита стал прототипом «Макдоналдса», который по иронии судьбы сейчас работает на этом месте. В январе 1933 года была запущена первая электричка. Маршрут: Ленинград - Лигово. В декабре 1934 года был открыт железнодорожный виадук над проспектом Стачек около Кировского завода. В то время в городе было 183 так называемые пересечки. Те, что остались, очень мешают и сейчас. А тогда причиной строительства виадука стало крупнейшее ДТП в истории города. 1 декабря 1930 года поезд столкнулся с трамваем, погибли 28 человек.
В июне 1935 года после капитальной реконструкции был открыт пляж Петропавловской крепости. В ноябре 1936 года введен в эксплуатацию Володарский мост как транспортная связь южной части Ленинграда, куда предполагалось развивать город, оставляя центр культуре, север - рекреации. Сейчас к этой идее возвращаются.
4 мая 1941 года на Советском (ныне - Суворовском) проспекте началась реконструкция. Но до войны успели только заменить торцовую мостовую на асфальтобетонную...
Выставку дополняют агитплакаты и модели памятников коммунистическим лидерам из собрания музея, а также военная форма тех лет из частной коллекции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6465) от 24.06.2019 под заголовком «Ни церкви, ни трамвая».
Комментарии