Не дождались гостей. В Петербурге выставили на продажу десятки отелей

Неясность экономической ситуации, туманные перспективы загрузки номеров и необходимость нести большие текущие расходы на содержание отелей все чаще вынуждают собственников петербургских средств размещения их продавать. Но есть и те, кто даже в это непростое время вынашивает планы расширения гостиничного бизнеса.

Не дождались гостей. В Петербурге выставили на продажу десятки отелей | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

В целом ситуация в сфере гостеприимства остается в нашем городе сложной: в апреле и мае номерной фонд отелей Петербурга оказался загружен всего на 3 – 5%. Не случайно управляющая компания одной из финских сетей гостиниц уже заявила, что «в связи с резким сокращением количества гостей» два из трех имеющихся у нее в Северной столице отелей остаются закрытыми до конца июня. Всего же, по данным одной из международных консалтинговых компаний в области недвижимости, проанализировавшей рынок гостеприимства совместно с экспертами профильной управляющей компании, еще в апреле 2020-го деятельность в Петербурге полностью приостановили 56 объектов размещения, обеспечивавшие 23% номерного фонда отелей категории 3 – 5 звезд.

Учитывая намерение городских властей полностью «запустить» туризм только на третьем этапе снятия ограничений, перспективы отрасли на сезон радужными не назовешь. По оценке руководителя направления гостиничного бизнеса одной из профильных компаний Яны Ухановой, «второй квартал 2020-го будет характеризоваться наиболее низкими показателями по году». «Если доходность на номер по московским гостиницам снизится как минимум на 65%, то в Петербурге произойдет еще более резкое снижение, поскольку на второй квартал года приходятся Петербургский международный экономический форум и период белых ночей», – резюмирует она.

Результаты кризиса в отрасли уже заметны: наряду с резким снижением показателей экономической эффективности, сокращением персонала и «заморозкой» работы до лучших времен значительно прибавилось и предложений о продаже гостиничного бизнеса. Причем выбор огромен – на продажу выставлены как простенькие апартаменты, бизнес посуточной аренды квартир или мини-отели на 5 – 7 номеров, так и большие комплексы с тысячами «квадратов» площади. Хотите гостиницу уровня 4 звезды в историческом центре? Пожалуйста! Коттеджный комплекс на берегу озера? Нет проблем. Мини-отели и базы отдыха. Хостелы и «трешки». Апарт-отели и гостиницы в любом районе Петербурга – выбор неограничен.

Если речь о приобретении объекта в собственность, то она колеблется от 7 до 750 млн рублей. А если вы готовы взять его только в аренду – за 100 – 150 тыс. рублей в месяц можете арендовать у собственника симпатичный маленький отель в центре. И продавец обещает, что в случае приобретения гостиницы инвестиции окупятся всего за 8 месяцев. Если, конечно, отель станет работать в обычном режиме, а не простаивать, как сейчас.

Увы, по словам руководителя одной из профильных компаний Людмилы Фроловой, «в связи с ограничением зарубежного турпотока, переносом крупных мероприятий на следующий год и снижением деловой активности средняя загрузка гостиниц к концу 2020-го будет на уровне 40 – 45%». Что и вынуждает многих собственников не ждать у моря погоды, а продавать бизнес здесь и сейчас.

Впрочем, есть и другие примеры. В частности, недавно объявлено о намерении одного из инвесторов реализовать в комплексе «Никольских рядов» новый проект: в сотрудничестве с компанией, ранее создавшей концепцию популярного (в том числе у туристов) «Севкабель Порта», там будет организовано новое общественное пространство, годное для выставочной и сервисной деятельности. Кроме того, в комплексе под управлением одной из крупнейших международных гостиничных компаний откроется и новый отель «Театральная площадь» на 158 номеров, который дополнит линейку уже действующих там двух гостиниц. Причем реализацию проекта обещают начать летом нынешнего года.

Игорь Девятко, заместитель председателя комитета по инвестициям Петербурга, подтверждает: интерес инвесторов к сфере туризма и гостеприимства сохраняется.

«Падение спроса на реализацию проектов в этой сфере составило у нас не более 10%, – говорит он. – Несмотря на определенные сложности, сейчас в городе продолжается реализация 27 таких проектов. И есть уверенность в том, что отрасль все равно будет развиваться». Сохранение таких перспектив подтвердил и Вадим Прасов, вице-президент Российской гостиничной ассоциации. «Новые отели продолжают строиться, – отмечает эксперт. – С точки зрения реализации новых проектов пока ситуация неплохая. А вот реновации уже действующих объектов размещения в ближайшие 2 – 3 года мы не увидим».

Впрочем, сейчас продолжающих работать петербургских отельеров больше всего волнует вопрос о том, почему отрасль попала в третью волну снятия ограничений. «Ведь гостиницы в Петербурге никто не закрывал – они работали и, как могут, продолжают работать, – замечает Алена Енова, руководитель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья по Северо-Западному федеральному округу. – И средствам малого размещения, к примеру, не нужен третий этап снятия ограничений, чтобы открыться».

Однако и здесь есть самые разные примеры. Sokos, как известно, открывать два из трех своих петербургских отелей пока не стал. А вот Юнис Теймурханлы, владелец «Гельвеции» (по данным kartoteka.ru, средняя численность персонала отеля составляет 63 человека), который был инициатором предложения проводить в нем самоизоляцию, еще 4 июня сообщил, что «мы расконсервировались полностью». «Едут. Спасибо советскому «Интуристу» за три десятилетия красивой легенды о белых ночах – это сильнейший маркетинговый продукт, который ничем не испортить», – написал он в одной из социальных сетей. Так что надежда на восстановление как сферы гостеприимства, так и туризма в целом, в Петербурге действительно есть.

#кризис #гостиничный бизнес #отели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6718) от 14.07.2020 под заголовком «Когда звезды продаются».


Комментарии