На мели. Нужен ли Петербургу современный речной порт?

Несмотря на достигнутые год назад договоренности, сроки появления в Петербурге современного речного вокзала по-прежнему не называют. А на участке, где должен был вырасти многофункциональный комплекс, включающий этот вокзал, как говорится, конь не валялся.

На мели. Нужен ли Петербургу современный речной порт? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Когда же в нашем городе появится достойный его речной пассажирский порт? То, что есть сейчас, позорит его не только перед иностранными туристами, но и является полным неуважением к жителям Петербурга! Ведь обещали начать строительство нового речного вокзала за Вантовым мостом, но там нет даже намеков на начало стройки!» - такое эмоциональное письмо недавно получила наша газета. И оно - лишь капля в море критики, которая уже много лет звучит по поводу отсутствия в северной столице современного речного пассажирского порта как со стороны организаторов круизов по рекам, так и самих путешественников. Еще бы: из всех значимых российских городов Петербург остается единственным, где нет такого объекта.

Справедливости ради надо сказать: речные круизные теплоходы заходят в наш город регулярно. Более того, в этом сезоне, к примеру, и количество судозаходов, и число доставленных в Питер «речных» туристов обещает вырасти на 10 - 15%. Причем каждый пятый из них - иностранец. Сегодня речные круизные суда швартуются в Петербурге в трех местах (имеются причалы «Уткина заводь», «Соляной» и «Речной вокзал»), однако в двух последних ничего, кроме голой причальной стенки, нет. Самый близкий к центру «Речной вокзал», будучи наиболее вместительным (эта причальная стенка остается в городе единственной пригодной для одновременной стоянки дюжины четырехпалубных судов), все так же принимает лайнеры, но строить там вокзал негде - свободной земли нет. А «Уткина заводь», которая фактически принадлежит компании «ВодоходЪ», хотя и располагает соответствующей инфраструктурой, находится дальше всех от центра города и не обслуживает большую часть «чужих» судов.

Разговоры о необходимости появления нового речного вокзала идут в Петербурге уже много лет. А в конце 2017 года лед тронулся, и от обсуждений перешли к делу: одна из консалтинговых компаний взялась за разработку концепции вокзала, к началу 2018-го представив результаты работы. И хотя они были подвергнуты резкой критике, а затем серьезно скорректированы по инициативе властей, на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение с Евразийским банком развития о строительстве нового речного вокзала. И, казалось бы, год-другой, и за Вантовым мостом появится комплекс с причалами для речных лайнеров, трехуровневый торговый центр с паркингом, а также променад и спасательная станция... Однако очевидцы утверждают: по тому адресу, который назывался (Рыбацкий проспект, 15), никакой активности, свидетельствующей хотя бы о начале работ, не заметно.

Почему нужный городу проект не реализуется? На то есть три причины. Первая - его достаточно высокая цена. Стоит напомнить: первоначально разработчики не стали стеснять себя в средствах, предложив возвести за Вантовым мостом комплекс речного вокзала, привязав к нему торгово-развлекательный и деловой центры, ориентированные не столько на туристов, сколько на жителей микрорайона. Однако, после того как была озвучена цена вопроса (около 5 млрд рублей), комитет по инвестициям Смольного раскритиковал концепцию строительства. В результате объем вложений в проект урезали до 2,1 млрд рублей, вдвое (с 10 до 5) сократив число причалов для лайнеров, но почти не затронув его коммерческую часть. И хотя реализовывать проект намеревались на концессионных принципах, дело так и не сдвинулось.

Вторым тормозом проекта стала, возможно, прошлогодняя смена действующих лиц в комитете по развитию туризма. Нынешнему руководству профильного ведомства, похоже, не до речного вокзала: на состоявшейся весной 2019 года встрече по поводу результатов работы комитета по развитию туризма за последний год о планах по возведению вокзала глава комитета не сказал ни слова.

Есть и третья причина. Некоторые специалисты утверждают, что Петербургу новый речной вокзал и вовсе не нужен. «А зачем он? - спрашивают они. - Ведь город живет без него уже семь лет и на величине потока туристов, прибывающих по реке, это никак не сказывается». Утверждение резонное, но все-таки спорное. Да, конечно, вряд ли купивший за тысячу-другую долларов путевку иностранец откажется от круиза в Петербург только потому, что на нынешнем «Речном вокзале» его вместо «ажурной архитектуры» встречают голый бетонный причал, полное отсутствие сервисной инфраструктуры и «кирпич» огромного современного здания, никак не вяжущийся с обликом имперского города. Однако отсутствие элементарных удобств и хотя бы минимума услуг Петербург явно не красит. А сравнивать и россиянам, и гостям из-за кордона есть с чем: посмотрите из любопытства, как, например, выглядит аналогичный объект в Казани.

А пока комитетские чиновники думают о том, нужен ли городу новый речной вокзал, туристы продолжают роптать и писать негативные отзывы.

Читайте также о том, что петербуржцы против Лох-Невского чудовища.

#речной вокзал #порт #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Речной порт на мели».


Комментарии