На ярусолове «Гандвик-1» запустили аварийно-стояночный дизель-генератор

На головном ярусолове-процессоре «Гандвик-1» проекта MT1112XL, который строит «Северная верфь», запущен аварийно-стояночный дизель-генератор (АСДГ). Событие, прямо скажем, не очень значительное, но для предприятия – достаточно важное. Ведь это судно, спущенное на воду почти два года назад, – пример того, как судостроители, работая в нынешних нелегких условиях, догоняют график, преодолевая последствия двойного удара: западных санкций и пандемии.

На ярусолове «Гандвик-1» запустили аварийно-стояночный дизель-генератор | ФОТО пресс-службы

ФОТО пресс-службы "Северной верфи"

Головной «Гандвик» (так викинги называли Белое море) рыболовецкое предприятие «Вирма», входящее в группу компаний «Карельский рыболовный флот», заказчик ярусолова, надеялось получить весной нынешнего года. Во всяком случае на это рассчитывала «Северная верфь». Но трудности, с которыми она столкнулась, продвигая первое судно этого проекта, строящееся в рамках программы инвестиционных квот, как видно, превзошли ожидания.

Корабелы, правда, предпочитают не углубляться в подробности. Они лишь отмечали, что при осуществлении заказа столкнулись со многими серьезными вызовами. Отчасти потому, что эта верфь – одно из ведущих предприятий российской оборонки, – имевшая дело с ракетными крейсерами, эсминцами и большими противолодочными кораблями, быстро развернулась в сторону гражданских заказов.

Но главная причина заключалась в другом. Работа над такими ярусоловами-процессорами, для которых характерны суперсовременные технологии и щадящий подход к морской экосистеме, во многом оказалась связана с поиском нестандартных решений.

Мало того, проект МТ1112XL, который разработала норвежская Marin Teknikk AS, а инженеры-конструкторы судоверфи, взяв за основу, переделали применительно к требованиям заказчика и отечественного морского регистра, предполагает значительную, около 60%, долю зарубежного оборудования.

То есть доля локализованного «железа» и материалов составила здесь в стоимостном выражении менее половины. Просто в силу того, что российские производители пока не в состоянии обеспечить поставку качественных изделий по многим позициям. Хотя идут к этой цели небезуспешно. Но при ужесточении западных санкций комплектовать заказ, конечно, было непросто.

Специализированные устройства для ловли и обработки рыбы на борту судна сегодня мало кто в России производит, а в соотношении цена – качество они уступают чаще всего импортным. Вот и получилось, что за главные двигатели и винторулевой комплекс для головного «Гандвика» отвечала финская компания Wartsila. А промысловую ярусную линию взялась поставить норвежская фирма Mustad Longline. Правда, российские контрагенты в поставках тоже участвуют: к примеру, петербургская фирма «НТИ» (радионавигационный комплекс) и мурманская компания «Баренц Кул» (холодильное оборудование).

Детища «Северной верфи», добавим, рассчитаны на ярусный лов рыбы, который во всем мире считается одним из экологически безопасных. Рыбаки используют в таком случае крючки с наживкой, крепящиеся к донному ярусу, не повреждая при этом грунт и не нанося ущерба среде обитания придонной живности.

Проект предусматривает не только наличие автоматизированных линий по установке и выборке ярусов, но и систему так называемой шоковой заморозки улова, оборудование по безотходной переработке и хранению продукции (валовая вместимость судна – 2,2 тыс. тонн). Такие суда ледового класса ICE-3, кроме того, смогут вести промысел в сложных ледовых условиях Баренцева и Белого морей.

Между тем работа над первенцем серии (он будет сдан в 2022-м) продолжается: на нем, как уже говорилось, запущен АСДГ. Это резервное оборудование, которое в случае выхода из строя главных дизель-генераторов поможет морякам продержаться в открытом море не один десяток часов в ожидании подмоги или устранения поломки. Кроме того, АСДГ будет снабжать ярусолов электроэнергией для функционирования жизненно важных систем (освещение, связь, а также системы, обеспечивающие безопасность экипажа).

В настоящее время на судне проводятся швартовные испытания, ведутся работы по зашивке помещений, подключению и настройке оборудования, а скоро, по графику, планируется запустить главные дизель-генераторы.

В целом же портфель гражданских заказов «Северной верфи» состоит из 18 судов, – это рекордный для отечественных верфей показатель. В него входят десять морозильных траулеров проекта 170701, предназначенных для холдинга «Норебо», четыре ярусолова проекта 200101, адресованных ему же, и четыре ярусолова-процессора проекта MT11112XL, строящихся для северян.


#судостроение #корабли #верфь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7050) от 15.11.2021 под заголовком «Шоковая заморозка».


Комментарии