На то она и Зольная... Соцкварталы могут оказаться в кольце магистралей

Казалось бы, новый и весьма привлекательный район неподалеку от центра – до Невского каких-то пятнадцать минут. Да и жилые дома по восточной стороне Дальневосточного проспекта выглядят весьма современно. Однако внутри кварталов, за парадной «витриной» – совсем иная картина. Наш собеседник муниципальный депутат округа Правобережный Светлана ДМИТРИЕВА переехала сюда больше трех лет назад. И столкнулась с тем, что реальность здесь уж очень сильно отстает от того, что планировалось: сроки благоустройства и сдачи социальных объектов постоянно переносят. В нынешнем году обещают наконец сдать две поликлиники. А посреди района – брошенные территории, пустыри...

На то она и Зольная... Соцкварталы могут оказаться в кольце магистралей | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дмитриева_С.jpg

– Когда сюда переезжали, рассчитывали на что-то иное?

– Конечно, на картинках все было красиво... И это несоответствие обещаний и реальности тем более обидно, поскольку район особый: на Дальневосточном проспекте, улице Еремеева и Союзном проспекте полтора десятка социальных домов. Кто-то получал жилье по программе расселения коммуналок, кто-то – по льготной ипотеке. А еще – многодетные семьи, инвалиды, недавние обитатели психоневрологических интернатов, которым зачастую требуется постоянный социальный патронаж...

Я тоже получала квартиру по договору социального найма. Обещания были очень привлекательными. Но, когда сюда переехала, стала обживаться, все оказалось не совсем так. Элементарные вещи: до ближайшего магазина полчаса пешком.

– Неужели за все это время не появилось других магазинов?

– Появились, но ненамного ближе. А маленьких торговых точек в первых этажах нет, потому что дома социальные. Государственные учреждения там можно открывать, а коммерческие – нет. Вообще в районе множество проблем, и большинство из них вовсе не муниципального уровня. Необходима полная перепланировка тротуаров, дорожек, спусков, проходов, в первую очередь для того, чтобы могли свободно перемещаться инвалиды-колясочники. Сейчас очень узкие дорожки, по ним колясочникам не проехать и приходится выезжать на внутридворовую проезжую часть...

Большая часть социальных домов, увы, отличается не очень высоким качеством. Люди заезжали, а через месяц у многих стяжки на полу уже были разрушены. Одни делали ремонт за свой счет, а другие просто не могут себе этого позволить. Подвалы затапливает, приходится ставить насосы, чтобы их осушить. Протекают крыши. А претензии предъявить некому – строительная компания обанкротилась. Однако если сейчас не начать приводить эти здания в порядок, то в ближайшие десять лет, а может быть, даже быстрее, они и вовсе могут прийти в аварийное состояние. Но самое главное – другое...

– Что же?

– Экологическая ситуация. Здесь были свалки и зольные отвалы, которые частично до сих пор не вывезены. Многие годы сюда сгружала отходы расположенная неподалеку ТЭЦ-2. Угольная зола очень токсична: в ее состав входят тяжелые металлы вроде свинца и ртути, другие вредные вещества. При длительном воздействии на организм человека они могут стать причиной рака, нарушений нервной системы.

В сухом состоянии угольная зола легко поднимается ветром и может попасть в дыхательные пути, что опять-таки способствует развитию различных заболеваний, включая астму. Именно поэтому, чтобы золу не разнесло ветром, ее при транспортировке смешивали с водой, а затем укладывали между слоями глины и таким образом герметизировали. Кроме того, вдоль Дальневосточного проспекта был насыпан земляной холм, защищавший золоотвалы от выдувания.

Когда в начале 2010-х годов власти города отдавали территорию застройщикам, им было поставлено условие – полная рекультивация земель. Увы, она не была выполнена полностью: участки золоотвала, не попавшие под застройку, до сих пор так и не очищены. Даже невооруженным глазом видно, что они уже частично разгерметизировались, особенно на территории близ пересечения Дальневосточного проспекта и Зольной улицы.

– И что теперь делать?

– Два варианта. Первый – полностью вывозить остатки отвала, но это очень опасно: поднимется зольная пыль с большим содержанием тяжелых металлов, которая может достигать даже верхних этажей. Второй – укрыть зольные отвалы слоем земли как футляром и устроить зеленые зоны. Именно так, кстати, появился Яблоневый сад у станции метро «Проспект Большевиков».

Почти каждый вечер мне приходится протирать окно: снаружи оно покрыто слоем пыли. И дело даже не только в остатках зольных отвалов. У нас здесь немало производств, не всегда соблюдающих санитарные нормы, вот недавно под напором жителей, обратившихся в суд, была ликвидирована незаконная свалка.

И что еще не может не беспокоить: в недалеком будущем наши кварталы окажутся по соседству с Восточным скоростным диаметром, который должны начать строить уже в этом году. По планам, ВСД пройдет по трассе Зольной улицы, вот и получается: социальный район окажется зажатым между скоростными магистралями – ВСД, Дальневосточным и Союзным проспектами, улицей Коллонтай.

– Обычно жители новых районов жалуются, что нет зеленых зон, скверов, парков...

– Увы, у нас та же ситуация. В прошлом году устроили сквер вдоль Дальневосточного проспекта, начинающийся от памятника Даниилу Гранину. Но, честно говоря, пока это голое пространство с маленькими кустиками и деревцами-прутиками. Да и вряд ли найдется много желающих гулять вдоль шумной и загазованной магистрали...

Так что причин для недовольства много. Активные жители находят друг друга в немалой степени благодаря сообществу в социальных сетях «Клочки», названному так по имени деревни, которая здесь когда-то находилась. И кое-что удается менять к лучшему. К примеру, мы долго добивались, чтобы появились две остановки общественного транспорта на Дальневосточном проспекте. В прошлом году по инициативе жителя района Ивана Алексеева, победившего в ежегодном конкурсе «Твой бюджет», была устроена инклюзивная детская площадка на территории школы # 691 на Союзном проспекте. Она предназначена в первую очередь для ребят с ограниченными возможностями здоровья, но при этом интересна всем. Такие площадки в нашем районе особенны нужны.

Обнадеживает, что власти все-таки начинают обращать на нас внимание. Несколько месяцев назад была создана межведомственная комиссия, куда вошли муниципальные депутаты, активист Никита Сорокин, занимающийся проблемами маломобильных граждан, представители комитетов городского правительства, управляющей компании, администрации Невского района. Цель одна – комплексно решать проблемы наших кварталов.

Мнения

Ирина ТЮМЕНЦЕВА, пенсионерка:

– Я представляю маломобильных жителей нашего дома. Доступная среда заканчивается там, де заканчивается пандус парадного. Тротуары очень узкие, и съезды экстремально крутые. Нет социальных объектов в шаговой доступности – аптеки, булочной, отделения Сбербанка, почты, бани, кафе, парикмахерской, отделения полиции... И самое главное – нет зеленой зоны для отдыха.

Александр ПЛАХОТНЫЙ, инженер:

– Жизнь за памятником Гранину не очень благополучная. Достаточно сказать, что даже окончательный проект внутриквартальных дорог не сделан. Всего один асфальтированный выезд на городские магистрали: если на нем что-то случится, жители окажутся в «мышеловке». По нормам, в квартале с населением более 10 тысяч человек выезды должны быть через каждые 300 метров... Зольный отвал до сих пор не вывезен. Кроме того, идут разговоры о строительстве мусороперегрузочной/мусоропрессовальной станции в ста метрах от жилых домов. Увы, бед и трудностей у нас здесь гораздо больше, чем радостей.

Альфия ГАЛИМОВА, преподаватель английского языка:

– Я приехала в Петербург из Ижевска, живу в этом районе второй год, мне здесь нравится. Уверена, что со временем тут будет очень красиво. Да, строительство еще не завершено, есть огрехи, но район ведь новый, сразу все не бывает. Окна моей квартиры выходят на школу и пруд: осенью можно было покормить уточек... А вечером какой красивый вид: сколько огней!

#муниципалы #благоустройство #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (6845) от 19.01.2021 под заголовком «На то она и Зольная...».


Комментарии