На месте старинного паровозного депо в Пушкине появится жилой комплекс

Город Пушкин лишился одной из своих достопримечательностей: на Кузьминском шоссе более чем наполовину снесли бывшее паровозное депо. На его месте, как нетрудно догадаться, будет построен жилой комплекс.

На месте старинного паровозного депо в Пушкине появится жилой комплекс | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Дату постройки депо выдают четыре золотистые цифры «1903» на фасаде, оно имело самое непосредственное отношение к Императорской ветке: «паровозный сарай на четыре стойла» предназначался для хранения царского поезда.

Первый ее участок был построен в 1895 году — от станции Александровской до Царского павильона (Пушкин, Академический проспект, 35б). Подъезд осуществлялся со стороны Гатчины, и, чтобы доехать из Царского Села в Петербург, поезду с императором приходилось менять направление в Александровской. Ветка сохранилась, между прочим, по сей день и до недавнего времени использовалась как подъездной путь к заводу «София» (Пушкин, Павильон Урицкого, 1), возникшему на месте бывших паровозно-вагонных сараев Императорской ветки. Именно там и находится «сарай на четыре стойла».

Позже, на рубеже веков, были построены еще две ветки, но из всех многочисленных построек и сооружений на них под охраной, увы, находятся всего три объекта — оба вокзала-павильона (у Витебского вокзала и в Пушкине), а также Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал (он на самом деле состоит из двух параллельных мостов, и западный из них — «императорский»). Вот паровозный сарай на четыре стойла почему‑то под охрану не попал.

Больше пяти лет назад стало известно, что территорию завода «София» хотят застроить жильем, ООО «Интерколумниум» Евгения Подгорнова разработало концепцию. Было предусмотрено создание пяти жилых кварталов, а также сохранение исторических зданий и приспособление их под современное использование. Так, в паровозном сарае намечалось размещение торгово-развлекательного и физкультурно-оздоровительного комплексов, а в заводоуправлении отводилось место под музей.

Летом прошлого года о покупке 20,7 гектара объявила группа «Эталон». Локацию девелопер описал так: «До 1917 года тут располагались цеха для обслуживания подвижного состава Императорского пути». «Представляющие историко-культурную ценность здания будут бережно реконструированы, и в одном из них будет размещен музейно-образовательный комплекс», — добавили в компании.

Однако она по‑своему, видимо, понимает «бережную реконструкцию». Недавно депо было более чем наполовину снесено: из четырех стойл осталось только два. Что, к слову, противоречит проекту «Интерколумниума», который предусматривал сохранение всего депо.

Для «Эталона» такое отношение к старине — обычная практика. Например, один из красивых пакгаузов Варшавского вокзала планировалось сохранить — но в итоге их не стало. Аналогично поступили и с корпусами Санкт-Петербургского вагоностроительного завода: одни снесли ради детского сада, другие — ради школы. Позднее корпуса воссоздали, но в «пластилиновом» виде и прилепили к новым зданиям, о чем в свое время сообщали «Санкт-Петербургские ведомости» («Редевелопмент по‑нашему», № 201 от 25.10.2019). Обидно, что в нашем городе кому‑то позволительно так относиться к историческому наследию…

#Пушкин #ЖК #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7192) от 20.06.2022 под заголовком «Девелопер пришел в стойло».


Комментарии