На Брюсовской улице находилась мастерская скульптора Леонида Шервуда

Среди жилой застройки на Брюсовской улице невозможно не обратить внимание на руины довольно необычного старого здания. Увы, это все, что осталось от творческой мастерской петербургского скульптора Леонида Шервуда.

На Брюсовской улице находилась мастерская скульптора Леонида Шервуда | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Построить ее он смог на гонорар, полученный за создание памятника адмиралу Макарову в Кронштадте. «Это был единственный государственный заказ, более или менее хорошо оплаченный, после чего я смог купить себе землю и начать строить мастерскую. Мне было тогда 42 года. Раньше я работал в отвратительных мастерских-магазинчиках с низким боковым окном», — вспоминал скульптор.

Леонид Владимирович купил располагавшийся на пересечении Сазоновской и Ростиславской улиц участок у землевладельца Сазонова. При реконструкции района в конце 1960‑х годов улицы исчезли, а когда‑то дом Шервуда числился под № 15 по Сазоновской улице.

Внук скульптора Лев Шервуд вспоминал, что мастерская из туфовых блоков, спроектированная дедом и построенная при его прямом участии, была одной из самых больших в городе и служила предметом зависти других скульп­торов. Площадь ее рабочего зала составляла около сорока квадратных метров, а высота стеклянного купола — с двухэтажный дом.

В 1933 году, когда Шервуд на конкурсе по случаю 15‑летия Красной армии получил первую премию за бронзовую скульптуру «Часовой», на вырученные деньги он возвел деревянную двухэтажную пристройку к мастерской, представляющую фактически отдельный жилой дом.

После смерти Шервуда в 1954 году наследники продали мастерскую скульптору Константину Симуну. Именно здесь он создал модель знаменитого мемориала «Разорванное кольцо» на Дороге жизни. Когда в середине 1960‑х годов началась реконструкция района, мастерская должна была пойти под снос. Симуну с помощью Михаила Аникушина удалось добиться ее сохранения. Однако все же деревянные строения, связанные с ней, были разрушены.

В конце 1980‑х годов Симун покинул мастерскую, и сооружение оказалось бесхозным. Чего здесь только не было, вплоть до пункта приема стеклотары. Затем здание много лет пустовало и разрушалось. В конце концов случился пожар, остались только стены.

Как сообщили в администрации Калининского района, в настоящее время здание находится в частной собственности физического лица. Городской службой государственного строительного надзора и экспертизы собственнику выдано разрешение на реконструкцию объекта сроком на два года — оно истекает 11 июня нынешнего года. В соответствии с проектной документацией, собственник планирует реконструировать здание под предоставление коммунальных услуг.

Конечно, в идеале было бы соз­дать здесь мемориальный музей с выставочным пространством или культурный центр, связанный с именами Шервуда и Симуна. Современные технологии позволяют наполнить пространство этого дома многими образами и смыслами, однако, как отметили в районной администрации, район не имеет полномочий для того, чтобы выкупить объект у собственника, — это уровень города.

МНЕНИЯ 

Владимир ФИЛЬЧАКОВ, глава местной администрации МО Пискаревка:

— Приоритетным направлением нашей деятельности является благо­устройство территорий. В первую очередь — в проблемном квартале, который был предназначен под реновацию. На Бестужевской, 22, мы уже сделали красивую детскую площадку. В этом году появится еще одна по соседству. Мы планируем также сооружение новых детских и спортивных площадок, комфортных зон на проспекте Мечникова, 3, и на Пискаревском, 40. Там будет высажено много деревьев. Облагородим заброшенный сквер на улице Карпинского, 9, проведем там ремонт асфальтового покрытия, сделаем новые дорожки. В 2024 году запланировано создать очень интересное пространство на Кондратьевском проспекте, 89, ему даже рельеф местности благоприятствует.

Вера КОЖИНА, пенсионерка:

— После того как провели транспортную реформу, у нас стало много автобусов, но, увы, ни один из них не дублирует бывшую маршрутку, которая с Пискаревки шла на площадь Искусств и была очень востребована. Теперь же нас будто отрезали от центра города — приходится ехать с пересадками, это гораздо дольше и не очень удобно. А поскольку я каждый день езжу на экскурсии, лекции или в театр, то для меня это очень существенный вопрос. Мы не раз обращались в комитет по транспорту и просили сделать прямой автобусный маршрут в центр, но пока без особого результата.

Мария СОЛОВЬЕВА, заведующая музеем «Боевой путь 19‑го Краснознаменного Перекопского танкового корпуса» в Техническом колледже:

— Один из проектов нашего музея — театр теней, который мы назвали «Пискаревский фонарь». Название связано с Пискаревским мемориалом, рядом с которым мы расположены. Наши спектакли основаны на воспоминаниях ветеранов, детей войны и блокады. Мы собираем сведения, затем готовим сценарий, разрабатываем сценографию, изготавливаем фигуры. Наши театральные постановки видят студенты, школьники и даже малыши из детских садов. Мы, как фонарь, освещаем истории людей, живших в то нелегкое время. Некоторые из тех, о ком идет речь в наших спектак­лях, похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище… Мы продолжаем работу над проектом, каждый год находим новые истории и лица.

Сергей НАЗАРОВ, краевед:

— Уже несколько лет неравнодушных жителей беспокоит судьба Пискаревского парка. Это настоящий лес посреди города. Здесь гнездятся до 50 видов птиц, встречаются растения, занесенные в Красную книгу. Но парк — еще и историческая достопримечательность. В годы блокады он стал надежной защитой для обширного хозяйства аэродрома «Гражданка». Кроме того, здесь тренировались танкисты 12‑го учебного танкового полка. До наших дней в северной части парка сохранились следы блиндажей и землянок.

К сожалению, сейчас наш любимый парк находится не в лучшем состоянии. Оплывшие дренажные канавы не справляются с весенней влагой, санитарные рубки явно недостаточны. До сих пор в парке нет освещения. Несколько лет назад появился проект реконструкции парка, включавший в себя насыпные холмы, мощение плиткой и прочие красоты. Жители не приняли проект, и районная администрация их поддержала. Наш парк требует не масштабной реконструкции, а умелого и добросовестного ухода.

#скульптор #мастерская #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7403) от 25.04.2023 под заголовком «Мастерская с куполом».


Комментарии