На ближних подступах к генплану. Эксперт – о развитии Петербурга

Завершено рассмотрение поправок в главный документ территориального развития Петербурга – Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Через несколько недель они будут утверждены. На очереди – обсуждение нового Генерального плана города. Об этом и том, куда будет развиваться город в ближайшие десятилетия, обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрию ИВАНОВУ рассказал Юрий БАКЕЙ, директор НИПЦ Генплана Петербурга.

На ближних подступах к генплану. Эксперт – о развитии Петербурга | ФОТО предоставлено пресс-службой НИПЦ  Генплана Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга

– Чем были вызваны изменения в ПЗЗ?

– Реконструкцией аэропорта «Пулково», точнее, строительством аэронавигационного комплекса «Вышка». Для него требуется новая диспетчерская вышка высотой 70 метров, а разрешенная по ПЗЗ высота – 40 метров. Это изменение прошло согласование, с одной стороны, на соответствие 820-му городскому закону, охраняющему видовые панорамы, и с другой стороны, на соблюдение правил аэронавигации, поскольку на территории Петербурга находятся несколько аэродромов.

Самый большой блок поправок потребовалось внести по поручению губернатора. Мы инициировали создание новой зоны: «для занятия курортно-оздоровительной деятельностью» как основного вида использования территории. Она не допускает перепрофилирования. Всего заявок на включение в эту зону было около 360, почти все в Курортном районе. Незначительную часть пришлось отклонить: границы зон должны проходить строго по границам земельных участков. Также на этих территориях должны быть определены собственники всех земельных участков.

На мой взгляд, теперь ПЗЗ сделают курортную зону действительно оздоровительной.

– Потом проект изменений в ПЗЗ прошел общественные обсуждения, на которых граждане, насколько известно, предложили еще тысячу поправок?

– Не тысячу, а полторы. Большинство либо не имели отношения к ПЗЗ – например, ограничить скорость движение транспорта на какой-то улице, либо предлагали установить предельно разрешенную высоту – ноль метров для территорий внутри кварталов, чтобы там была зелень, а не здания...

– Разве не разумное требование?

– Нет. ПЗЗ подразумевают баланс зеленых насаждений, жилой и деловой застройки, учитывают интересы всех собственников земельных участков.

– Судя по новостям из ЗакСа, идет постоянная борьба, какие территории сделать «зелеными». Сейчас на кону снова сквер в Кузнечном переулке рядом с Музеем Достоевского. Какова позиция НИПЦ по ЗНОП?

– Должен вас разочаровать: ЗНОП это вообще не про ПЗЗ. Все, что касается ЗНОП, – это оперативные документы, предполагающие как пополнение, так и сокращение списка территорий зеленых насаждений. Если ЗНОП появляется (для чего требуются серьезные обоснования), то эта территория будет учитываться при подготовке проекта планировки территории. Насколько мне известно, ППТ для квартала, где находится упомянутый сквер, не разработан.

– Проект нового Генерального плана Петербурга готов. В чем его главные отличия от нынешнего?

– Не ждите сенсаций. Главное – преемственность. Генплан Ленинграда и области 1985 года был грандиозным документом. Новые экономические условия, пришедшие в 1991 году, поставили все на паузу. Прежде всего это касается нереализованной инфраструктуры. Дефицит улично-дорожной сети исчисляется сотнями километров. Инженерные сети пытались «оптимизировать». Про социалку даже не говорю.

В генплан закладываются решения, которые реализуются десятилетиями. Пример – ЗСД. Его реализация, причем без остановок, как было, например, с КАД, заняла 20 лет.

Восточный скоростной диаметр тоже задумывался давно, и теперь он включен в генплан. Также еще в материалах генпланов 1985 и 2005 годов был раздел, посвященный «пассажирскому железнодорожному движению по южному полукольцу». Сейчас совместными усилиями правительств Петербурга, Ленинградской области и РЖД в проект генплана включена схема пассажирских перевозок с пересадочными узлами (под них нужно резервировать территорию) от Бронки через Гатчину до Сертолова.

Тогда можно разгрузить улично-дорожную сеть Петербурга от трафика из Ленобласти, где мало общественного транспорта. Московский опыт железнодорожного кольца показал, что оно окупается быстрее, чем предполагалось. Компания РЖД готова увеличить парк подвижного состава. 25 процентов маятниковой миграции между городом и областью должна взять на себя железная дорога.

– Когда будет принят новый генплан и каков срок его действия?

– Он должен быть принят в 2021 году, для вынесения проекта генплана на общественные обсуждения осталось получить одно согласование. Срок действия: 2030 год – первая очередь. 2040-й – расчетный срок, 2050-й – прогноз.

– О каком согласовании идет речь?

– В материалах к генплану, подготовленных комитетом по благоустройству, заложено увеличение в два раза мощности мусороперерабатывающего завода в Янине как части плана реконструкции предприятия без изменения размеров санитарной зоны. То есть влияние на окружающую областную территорию не должно измениться. Но пока область не дает согласования этого документа. Сейчас найден новый оператор завода и, надеюсь, удастся договориться.

– Где будет строиться новый Петербург?

– Свободных территорий площадью тысячи гектаров осталось немного – в Пушкинском районе на юге и Каменка – на севере. Они звучали как перспективные и 35 лет назад. Развитие пойдет на юг, там будет взаимодействие со стройками в Ленобласти.

Возможно, Каменка начнет развиваться после 2040 года. Обе зоны сложно обеспечить инфраструктурой одновременно.

– А что делать с «серым поясом»?

– Экономика Петербурга, как любого мегаполиса, это во многом материальное производство. Для меня очевидно, что нельзя по одному лекалу сносить заводы и строить на их месте жилье и офисы без зелени и социалки. Промышленные производственные зоны просто так не меняем, рабочие места не должны растворяться. Если сейчас нет уверенности, что они сохранятся, то лучше подождать с изменениями.

В то же время 820-й закон – запретный, он не создает условий для трансформации. На мой взгляд, он требует корректив относительно сохранения всех промышленных зданий, построенных до 1917 года.

В любом случае надо понимать, что преобразование «серого пояса» – это долго и дорого. Котельная завода давала пар, которым жилье и офисы нельзя согревать, нужна горячая вода. Ток для станков не нужен для экономичных светильников и т. д.

– Территория бывшего Сталепрокатного завода застроена жильем, а Балтийский завод находится буквально через дорогу?

– Не вижу в таких ситуациях неразрешимой проблемы. Важно, не где начинается территория того или иного предприятия, а где проходят границы санитарной зоны. Прошедших всю процедуру узаконивания санзон в Петербурге ничтожно мало. Эта не проблема, а сумма задач, которые надо решать. Но не надо рассчитывать, что подобные задачи будут решены в ближайшее время.

– А территории сельхозназначения надо сохранять?

– На мой взгляд, не надо. Там невозможно производить экологически чистую продукцию. А представить себе теплицы, обеспечивающие 5 – 7-миллионный город, невозможно.

– Как идет работа по созданию петербургской агломерации?

– Достигнуто понимание с Ленобластью, где находятся границы зоны взаимовлияния – это 50 км от центра Петербурга. В этой зоне необходимы одинаковые нормативы по обеспеченности улично-дорожной сетью, инженерией, социальными объектами. Такое понимание достигнуто.

Следующий шаг – развитие общественного транспорта по обе стороны от границы города и области. Иначе Невский, Калининский и Красногвардейский районы встанут, их улицы не были рассчитаны на то, что рядом возникнет еще один город и его автомобили вольются, по сути, в единую дорожную сеть.

#генплан #ПЗЗ #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (6861) от 10.02.2021 под заголовком «На ближних подступах к генплану».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.