Музей истории школы Карла Мая представил проект о бойцах Великой Отечественной

Борис Юносов, получивший звание Героя Советского Союза за форсирование Свири в июле 1944 года... Игорь Миркин, командир артиллерийской батареи, которая дала первый залп по Берлину... Николай Новик - белогвардеец, эмигрант, кинопродюсер, затем - участник французского Сопротивления, сражавшийся в рядах армии генерала Шарля де Голля и погибший в августе 1944-го...

Музей истории школы Карла Мая представил проект о бойцах Великой Отечественной | Никита Благово: «Это были достойные защитники нашего Отечества». ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Никита Благово: «Это были достойные защитники нашего Отечества». ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Всех этих людей объединяет одно обстоятельство: все они в разное время окончили учебное заведение, располагавшееся в доме № 39 по 14-й линии Васильевского острова. До 1918 года это была гимназия Карла Мая, затем - советская единая трудовая школа, а с 1937-го по 1942 год - 6-я артиллерийская спецшкола. Теперь большую часть здания занимает Институт информатики и автоматизации РАН, а на первом этаже уже четверть века располагается экспозиция, посвященная истории школы Карла Мая.

На то, чтобы собрать биографии учеников и педагогов, участвовавших в Великой Отечественной войне, команда музея потратила почти год. В нее кроме бессменного руководителя проекта Никиты Благово входит создатель интернет-сайта музея Мурат Валиев, а также Ирина Родышевцева: ее отец был учеником 6-й спецшколы, участвовал в Параде Победы в 1945-м.

- Конечно, нам помогли найденные в архивах полные списки учеников школы Карла Мая, советской единой трудовой школы, артиллерийской спецшколы, - рассказал Никита Благово. - Дальше мы пошли достаточно простым путем, потребовавшим, однако, немалых временных затрат: искали каждого из выпускников в электронных базах Министерства обороны - «Мемориал» и «Подвиг народа».

В результате удалось собрать данные на 531 человека. Это представители едва ли не всех родов войск: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, моряки, летчики, врачи и даже два кавалериста... Большинство отмечены боевыми наградами, девять человек - орденом Ленина, тридцать четыре - Красного Знамени, двенадцать - Александра Невского, еще тринадцать - Славы III степени. Пятнадцать бойцов участвовали в штурме Берлина, пятеро были участниками Парада Победы на Красной площади.

Из общего числа 67 человек учились еще в дореволюционной школе Карла Мая. Но куда больше - 342 - в артиллерийской спецшколе.

- Со многими из них на протяжении четверти века существования нашего музея мне довелось встретиться лично, - поясняет Никита Благово. - Один из них, генерал Виктор Рожков, с которым музей особенно дружил, долгое время возглавлял ветеранскую организацию нашего города. Он написал книгу о 6-й спецшколе, в которой учился.

Никита Владимирович рассказал о том, что в представлениях к наградам зачастую повторяется одна и та же фраза: «был ранен, но не покинул поле боя». Вообще, как он признается, когда готовил биографии для публикации (получилась объемистая, больше чем на полтысячи страниц книга «Бессмертный полк школы на Васильевском»), порой слезы наворачивались на глаза. Судьбы ведь самые разные. Есть те, кто пропал без вести, оказался в плену...

Вот лишь несколько историй.

Олег Барляев. В сентябре 1944 года, освобождая Прибалтику, был смертельно ранен. Из госпиталя написал отцу: «...Вот и свершилось то, что я так реально предчувствовал. Милый папа, не расстраивайся. Это мое последнее письмо. Спрячь его на память. Папочка, милый, как не хочется расставаться со всем окружающим, с тобой. Но ничего не поделаешь. Такова судьба. Папа, ты мне все, все прости. Прощай. Твой навсегда. Олег. Последний раз призвал тебя мысленно, и крепко, крепко целую».

Послание сопровождала записка медсестры, которая признавалась, что сначала охотно согласилась записывать под диктовку, но после первых фраз карандаш просто выпал у нее из рук. Тогда раненый взялся за дело сам, тяжело вздыхая, обдумывая каждое слово... Его не стало на следующий день. «Он долго боролся со смертью... Умер 16 сентября 1944 г. в 3 часа дня. Похоронен в братской могиле, недалеко от города Мадона в Латвии», - сообщала медсестра.

Антон Бабошин. Перед войной заведовал химической лабораторией Балтийского судостроительного завода. Как специалист, имел бронь от призыва, но отказался ею воспользоваться. Ушел в Народное ополчение, в конце августа 1941-го попал в плен под Лугой, в марте 1943-го умер в лагере для военнопленных в Саксонии. Его имя увековечено на лагерном кладбище в Цайтхайне, а также на мемориале памяти ополченцев под Лугой.

Вилен Горючкин. Талантливый подросток, замечательно рисовал, его могло ждать большое будущее. Но жизнь распорядилась иначе. Летом 1941 года он в пятнадцатилетнем возрасте убежал к отцу на фронт. Воевал в 5-й Ленинградской дивизии Народного ополчения и в сентябре того же года погиб на Пулковских высотах...

- Читая собранные вместе описания судеб, зримо представляешь себе истинный подвиг, совершенный народом, - говорит Никита Благово. - Вот наша статистика: из 531 человека, чьи биографии мы собрали, каждый десятый пропал без вести, каждый третий погиб в боях или умер от ран. Такова горькая цена Победы...

И еще один штрих. Среди вернувшихся к мирной жизни 32 фронтовика проявили себя на научном поприще, двадцать из них стали докторами наук. Многие остались в Вооруженных силах, семеро закончили службу в звании генерал-майора. Есть даже один вице-адмирал и один контр-адмирал.

#Великая Отечественная война #подвиг #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6710) от 02.07.2020 под заголовком «Судьбы, собранные вместе».


Комментарии