Месяц на поиски. Волонтеры ведут раскопки на Урицком рубеже

Авангардная улица, городская больница № 15. Здесь, на бывшем Урицком рубеже Ленинградского фронта, где враг был остановлен и не прошел дальше ни одного метра, до начала июня работают поисковые отряды «Рубеж-2» и «Лиговский». Так случилось, что почти полвека назад больница была построена прямо на бывшем поле боя…

Месяц на поиски. Волонтеры ведут раскопки на Урицком рубеже | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мы проводили много экспедиций в расположенном рядом Полежаевском парке, на берегах реки Дудергофки, и очень давно ждали момента, когда можно будет обследовать территорию больницы, — говорит командир отряда «Рубеж-2» Виктор Ионов.

А сейчас тем более удачно совпали обстоятельства: несколько месяцев назад были снесены некоторые больничные здания, на их месте предполагается возвести новые лечебные корпуса. По действующему ныне закону о похоронном деле, места боев подлежат обязательному обследованию. Строители выделили поисковикам экскаватор и дали месяц времени. Затем они начнут забивать сваи, заливать бетонные площадки…

Там, где ныне проходит Авангардная улица, до войны была глубокая мелиоративная канава, отделявшая Урицк — предместье Ленинграда — от Полежаевского парка. Урицк немцы захватили в середине сентября 1941‑го и рвались дальше, к берегу залива. Он здесь очень высокий, с него весь Ленинград был как на ладони.

Обычно говорят, что враг стоял у ворот нашего города. Но я бы сказал гораздо жестче: враг стоял прямо в воротах, — рассказывает Виктор Ионов. — Наши войска пытались отбросить противника, освободить Урицк, постоянно контр­атаковали. Со стороны залива было высажено несколько десантов, чтобы зайти немцам в тыл. Но все было безуспешно.

В сентябре 1941‑го линия фронта под Урицком замерла на три года и оставалась неизменной до середины января 1944‑го. В районе нынешней Авангардной улицы нейтральная полоса была очень узкой, расстояние между советскими и немецкими позициями в некоторых местах составляло не больше 150 – 200 метров. А на территории больницы тогда находились передовые траншеи Красной армии, посты наблюдения. Отсюда разведчики ходили брать «языков».

Еще минувшей зимой строители, копая канаву возле Авангардной улицы, наткнулись на останки четырех человек. Вызвали поисковиков. Оказалось — расчет пулемета «Максим». Пулемет исковерканный, искореженный взрывом, сами останки бойцов были, по всей видимости, засыпаны землей. Вероятно, они были краснофлотцами: на одном из них был ремень с матросской бляхой. Моряки из 6‑й бригады морской пехоты сражались здесь с середины сентября по начало октября 1941‑го. То есть, без всякого сомнения, они погибли именно тогда…

Три года тут продолжалась позиционная война. С обеих сторон действовали снайперы. Именно здесь прославился Евгений Николаев — снайпер 21‑й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД. Ему было чуть больше двадцати лет, до войны он работал художником-декоратором в Тамбовском драмтеатре. Когда началась вой­на, сражался в Карелии, с ожесточенными боями отступал от Выборга до Ленинграда.

Он оставил воспоминания, в которых описывал дуэль с немецким снайпером-асом на позициях в Урицке. Целый день ему пришлось лежать неподвижно на морозе, выслеживая врага. Едва не окоченел, Николаева с трудом отогрели. Зато на следующий день поединок был выигран.

Когда в декабре 1942 года после нескольких ранений Евгения Николаева перевели в контрразведку, на его снайперском счету были 324 подтвержденных уничтоженных солдата и офицера противника. Он дошел до Берлина, расписался на рейхстаге, а после войны работал в газете «Тамбовская правда»…

Сохранилась фотография военных лет, где Николаев запечатлен на Урицком рубеже, среди руин здешних домов, я ее школьникам показываю на экскурсиях, — говорит Виктор Ионов. — Спрашиваю: «Видите снайпера?». Не видят — значит хорошо замаскировался. «Да вот же, — говорю, — приглядитесь внимательнее: вот его винтовка, а вот голова видна».

Руины домов в Полежаевском парке сохранились до сих пор. Они очень помогают поисковикам привязать к современной карте данные немецкой аэрофотосъемки, на которой можно увидеть траншеи, ходы сообщений и блиндажи, что дает возможность определить искомые точки. Экскаватор делает шурфы, дальше уже — ручная работа…

Поисковики2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Мы идем по будущей стройплощадке, усеянной битым кирпичом и кусками бетона с торчащей арматурой — это все, что осталось от снесенных больничных корпусов.

Вот здесь нам удалось точно попасть в одну из траншей и зацепить блиндаж, — показывает командир поискового отряда. — Видите, в земле до сих пор остались бревна и доски.

В блиндаже поисковики нашли останки трех красноармейцев. Увы, ни смертных медальонов, ни «именных» вещей при них не оказалось. Останки забрали специалисты для криминалистической экспертизы. Затем бойцов захоронят на мемориале в Старо-Панове. По традиции, эта акция проходит 20 июля — в годовщину начала в 1942‑м Старо-Пановской наступательной операции.

Как обычно, найдено немало предметов военного быта. Резиновые сапоги, противогазы, металлические солдатские кружки. В ампулах для протирки противогазов до сих пор остался спирт — ему хоть бы что…

Чудом сохранился — мы сняли уже с ковша экскаватора — фаянсовый стакан с надписью «РККА». Очень редкая находка! — восклицает Ионов. — Вообще есть уникальные предметы, которые я совершенно не ожидал здесь увидеть. Впервые мы нашли противогаз очень необычной формы, с большой косынкой сзади. Для человека он никак не подходит. Оказалось, он предназначен для лошади… Впервые встречаю такой, хотя работаю «в полях» уже несколько десятков лет.

Все эти предметы станут экспонатами поискового музея в подростково-молодежном клубе «Непокоренный рубеж» на улице Тамбасова. Фактически это основа для будущего музея Урицкого рубежа.

В свое время, когда мы проводили поисковые экспедиции в полях совхоза «Предпортовый», к нам периодически приезжали директор совхоза с агрономом. Возмущались: мол, вы нам мелиорацию нарушаете, — продолжает Ионов. — Мы отвечали: «Но ведь мы же нужное дело делаем!». А в ответ слышали: «Чего же раньше‑то никто этим не занимался, когда каждую весну приходилось солдатские кости с полей грузовиками вывозить?!». Да, наверное, приход поисковиков на места боев запоздал, но сегодня мы видим в этом свой долг, поэтому постараемся сделать все, что в наших силах.


#поисковый отряд #волонтеры #рубеж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7415) от 16.05.2023 под заголовком «Месяц на поиски».


Комментарии