Мастера золотых дел. Где в Петербурге учат ювелирному искусству?

Ювелир - одна из древнейших профессий. А для Петербурга - точно знаковая. Со времен Петра в нашем городе селились и работали лучшие мастера серебряных и золотых дел со всей Европы, имя Карла Фаберже стало мерилом успеха, а изделия «Русских самоцветов» в советские годы носили чуть ли не все жительницы страны.

Мастера золотых дел. Где в Петербурге учат ювелирному искусству? | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В постсоветское время бум ювелирной промышленности России пришелся на конец прошлого - начало нынешнего века. Новые предприятия, современные технологии, поиски новых стилей. И, наконец, новые имена, которые открывались зрителям на многочисленных ювелирных конкурсах. Тем не менее в ту пору о ювелирном лицее, основанном еще в 1945 году, редко можно было услышать хорошее слово. «Когда меня назначили директором, здесь все было очень печально», - рассказывает нынешний руководитель лицея Александр Злобин.

Набора не было: из 540 мест заполнялись менее двухсот, а из шести профессий осталась одна. Связей с предприятиями тоже не было, выпускники сами искали работу. А многие работодатели даже не подозревали, что лицей еще существует... Не было и нормального оборудования. Что досталось лицею от «Русских самоцветов», на том и учились. «Доходило до того, что половина ребят на практических занятиях не могли ничего делать, потому что им не хватало инструментов, - вспоминает Злобин, - их покупали за свой счет родители. Но такая возможность была не у всех».

Объяснялось все просто. Несмотря на бурный рост числа ювелирных предприятий, недостатка в кадрах не наблюдалось: большинство специалистов пришли в мастерские с советских производств. В большинстве своем - с «Русских самоцветов». Да и город не проявлял заинтересованности в развитии лицея. Поэтому не было ни денег, ни нового оборудования, ни инструментов.

К решению проблем вверенного ему учебного заведения Александр Злобин подошел по-хозяйски: начал с замены козырька над входом в лицей, который грозил упасть на головы учеников. А далее налаживали контакты с ювелирными предприятиями, чтобы ученикам было где практику проходить. Изыскивали средства на инструменты - закупили разом 150 комплектов. Отремонтировали мастерские, спортзал, актовый зал, поменяли на новое часть оборудования. Построили стадион с искусственным покрытием, где можно заниматься с весны по осень.

За девять лет ситуацию удалось развернуть на 180 градусов. Открыли прием на новые профессии: теперь здесь учат на ювелира, дизайнера, графического дизайна и продавца-кассира для ювелирного магазина. Увеличили набор: конкурс в лицей в прошлом году вырос до четырех с половиной человек на место. А за возможность стать графическим дизайнером соревнуются все семь.

Лицей периодически принимает участие в крупных ювелирных выставках. Результат - большое количество учеников из многих городов России. Приморье и Хабаровский край, Магадан и Иркутск, Новосибирск и Челябинск. А еще Нижний Новгород, Пермь, Архангельск, Калининград, Сочи, Воронеж...

«Ювелирка не судостроение и не строительная отрасль, которые дают основные доходы городу, - говорит Александр Злобин. - Но нельзя сбрасывать со счетов, что сегодня в Петербурге работает около 400 ювелирных предприятий и мастерских. Все они зарегистрированы в Пробирной палате и платят налоги. Да и отношение к нам тоже изменилось».

Достаем папку с постановлением правительства Петербурга об утверждении перечня наиболее востребованных, новых и перспективных профессий: под номером 49 там значится профессия ювелира. «Это своевременное решение будет способствовать развитию нашей материальной базы, - уверен директор профильного учебного заведения. - Сегодня ювелирные предприятия испытывают нехватку в кадрах. Ювелиры советских времен выходят на пенсию, а замена им готовится в стенах лицея».

Лицеисты в любом случае не останутся без работы: трудоустройство учеников теперь - обязанность руководства. По данным прошлого года, более 90% выпускников заняты в ювелирном деле. Это отличный результат. Останутся ли они на производстве, откроют свой бизнес или поменяют профессию, никому неведомо. Ведь лицей - лишь первая ступенька в трудовой биографии. Но ювелирное дело - постоянный учебный процесс, связанный с освоением и старинных ручных техник, и современных технологий.

«Недавно один чиновник мне сказал, что надо отстаивать профессию ювелира, - рассказывает Злобин. - А как ее отстаивать, если технологии уходят вперед, а наша материально-техническая база двумя ногами стоит в прошлом веке? Нужно обновляться, иначе мы постоянно будем зависеть от китайцев и турок»...

#ювелиры #украшения #мастерство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6678) от 14.05.2020 под заголовком «Где рождаются ювелиры».


Комментарии