Маленький юбилей большой компании
Пригородные пассажирские перевозки — важнейший сегмент транспортного обслуживания не только петербургской агломерации. Это самый популярный, удобный и наиболее безопасный вид пригородных перевозок во всех регионах страны. На полигоне Октябрьской магистрали организацией пригородных пассажирских перевозок занимается АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК). Напомним, 15 лет назад было принято решение о создании перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении на территории ОЖД. Компания получила лицензию на право перевозки пассажиров и багажа и начала перевозочную деятельность с Витебского направления. С 1 июля 2007 года к компании было присоединено Балтийское направление, а спустя год, с 1 августа 2008 года, присоединились Московское и Финляндское направления. С 25 августа 2008 года компания изменила свое фирменное наименование с ОАО «Санкт-Петербург-Витебская пригородная пассажирская компания» на ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». Позже полигон компании был расширен. Сейчас помимо Северной столицы и Ленинградской области она работает в Карелии, Мурманской, Псковской и Новгородской областях.
ФОТО из архива АО «СЗППК»
По объемам перевозок СЗППК занимает второе место после Центральной ППК, обслуживающей столичный регион. В 2019 году электропоездами СЗППК перевезены более 85 млн пассажиров. Это на 7% больше, чем в 2018 году. С увеличения пассажиропотока начался и 2020 год. Но пандемия внесла большие коррективы в жизнь страны, каждого человека и, конечно, в работу пригородной компании. Сегодня пассажиры возвращаются. В последние годы в пригородных поездах люди стали ездить больше и дальше. Цифры говорят о том, что пригородные перевозки имеют постоянный спрос со стороны населения.
— Сегодня можно сказать, что СЗППК прошла тест на зрелость? — спрашиваю у генерального директора компании Виталия Григорьева.
— Можно сказать и так. Если говорить о зрелости, то нам всего 15 лет, для человека это подростковый возраст, и у него вся жизнь впереди. Компания растет бешеными темпами. Давайте вспомним время, когда создавалась компания, да и еще лет пять назад: разговаривать с журналистами было трудно, а порой и стыдно. Тогда мы мало что могли сделать, изменить ситуацию. Сегодня из простых ребят, которые просили денег, превратились в серьезных бизнесменов. 15 лет мы шли по одной дороге с пассажирами и вышли на другой уровень комфорта, скорости, сервиса. Те изменения, которые произошли с пригородными пассажирскими перевозками, имеют несколько составляющих. Прежде всего меры, принятые правительством Российской Федерации. В частности, было продлено действие льготного коэффициента 0,01 на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта; в федеральном бюджете предусмотрены средства на компенсацию потерь владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД»), продлено действие нулевой ставки НДС. Все это позволяет составлять долгосрочное планирование деятельности компании и уменьшить нагрузку на региональные бюджеты. В изменении ситуации важную роль сыграли и разумная тарифная политика региональных администраций, сохранение льготных абонементов и назначение новых маршрутов электропоездов «Ласточка», — пояснил руководитель компании.
Важно, что в последние годы четко прописаны механизмы работы с администрациями всех субъектов, которые понимают свою значимость в пригородных перевозках. Ведь именно им дано право устанавливать тарифы и принимать решения о назначении поездов на новых маршрутах.
А потому в Ленинградской области электрички пошли не только в Тосно, но им продлили маршрут из Северной столицы до Любани, до Торфяного. Отрегулировали движение Оредеж — Дно и Выборг — Хийтола. Все это делается по запросам регионов. По просьбе администрации Псковской области дополнительно запустили поезд Псков — Великие Луки.
По словам Виталия Григорьева, все предложения и пожелания, поступающие от администраций, в компании рассматриваются и, как правило, решаются.
АО «СЗППК» постоянно работает над улучшением качества услуг для пассажиров. Расширились возможности покупки билетов: работают билетопечатающие автоматы, можно оплатить билет банковскими картами или оформить через Интернет.
Значительный объем инвестиций направляется на строительство новых объектов инфраструктуры, в частности, построены новые павильоны на станциях Старый Петергоф, Луга, Вырица, Рощино, Бернгардовка...… Проведена модернизация турникетного оборудования, расположенного на Московском, Балтийском и Ладожском вокзалах, на станциях Девяткино, Выборг, Старый Петергоф и Новый Петергоф.
Одним из главных итогов деятельности компании стало расширение географии курсирования электропоездов «Ласточка» и увеличение их количества на действующих маршрутах. В 2015 году первая «Ласточка» «полетела» по маршруту Петербург — Выборг. Сегодня их уже 13. А это комфорт, скорость, безопасность и культура, в том числе и поведение пассажиров. Все «Ласточки» оборудованы доступом к Wi-Fi* и к бортовому мультимедийному порталу Lastochka.Center**, с помощью которого пассажир может посмотреть фильмы, послушать музыку и аудиокниги. Сегодня трудно представить жизнь без Интернета, доступ к Сети необходим и во время поездки на электропоезде. Теперь этот сервис стал доступен во всех «Ласточках». В общем объеме пассажирооборота доля перевозок, осуществляемая «Ласточками», составляет 24%.
Конечно, старый подвижной состав требует обновления. В этом году списанию подлежат два электропоезда. Еще десять электропоездов будут выведены из эксплуатации в период 2022 — 2025 годов. На сегодняшний день 27% всего парка электропоездов составляют электропоезда, возраст которых 15 и более лет.
В последние годы СЗППК активно внедряет на своем полигоне безлюдные технологии. Пассажирам сейчас доступны два мобильных приложения по оформлению электронных проездных документов на пригородные поезда — «Пригород» и «РЖД Пассажирам». Сегодня электронные продажи билетов набирают рост. В 2020 году на пригородные поезда Северо-Западной пригородной пассажирской компании через мобильные приложения продано более трех миллионов электронных билетов, что на 3% больше, чем в 2019 году.
Пассажирам доступна и очень широкая линейка абонементных билетов в зависимости от направления, срока действия и цели поездки.
Значительно расширен ассортимент абонементных билетов, увеличена их доля в общем объеме продаж проездных документов и усовершенствована сама ее система. К примеру, для пассажиров, приобретающих билеты через мобильное приложение «Пригород», действует скидка 5%.
Присоединение СЗППК к использованию единого электронного билета, оформляемого на карту «Подорожник», для населения _ благо.
Компания развивает технологии безналичной оплаты. Так, у всех терминалов по продаже билетов есть функция безналичного расчета. Кроме того, ежедневно в поездах работают 130 разъездных билетных кассиров, которые принимают оплату в том числе и по картам.
Сегодня льготным категориям граждан не надо ходить с паспортами, справками и другими документами, для того чтобы приобрести билет. Они могут оформлять проездные документы на основе социальной карты, единой карты петербуржца, которые по большому счету стали единственными документами, необходимыми для проезда. Сегодня с помощью специальных терминалов можно оформить билеты на домашних животных, ручную кладь.
Одним из основных этапов подготовки к летним пассажирским перевозкам 2021 года является подготовка пригородной инфраструктуры. Компанией постоянно проводится работа по поддержанию и усовершенствованию пригородных обустройств, устранению выявленных проблемных вопросов.Традиционно на летний режим работы перейдут билетные кассы и турникетные линейки. В мотор-вагонных депо кипит работа по подготовке подвижного состава.
— И, уверяю, ни один состав в неудовлетворительном состоянии в путь не пойдет, — заявил Виталий Григорьев.
Туризм
Пригороды Петербурга и Ленинградской области богаты историческим наследием и уникальны по своей красоте.
С 2018 года СЗППК организует летом поездки в «Туристическом вагоне» электропоезда «Ласточка» в Выборг. Проект реализуется совместно с Гильдией экскурсоводов областного города. В пути пассажиры могут узнать много интересных фактов из истории населенных пунктов, через которые проходит маршрут следования поезда, а по прибытии продолжить прогулку по Выборгу с гидами.
В условиях, когда границы многих государств закрыты, популярность внутреннего туризма растет — пассажиры открывают для себя новые места для путешествий.
Совместно с субъектами СЗППК проработала удобное расписание — стыковку пригородных поездов с поездами дальнего следования. Сегодня на электропоездах «Ласточка» разработаны туристические поездки не только в Выборг, но и в Великий Новгород, Гатчину, Зеленогорск, Ораниенбаум, Приозерск. Для индивидуальных туристов в направлении Павловска, Выборга, Ораниенбаума, Гатчины, Великого Новгорода, Белоострова, Луги и Невской Дубровки через приложение izi.Travel*** (6+) доступны бесплатные аудиогиды «Экспресс в историю».
В декабре 2020 года маршрутную сеть «Ласточек» пополнили еще одним интересным с точки зрения туризма маршрутом — в Тихвин. На территории района находятся уникальные памятники истории и культуры федерального и местного значения. Сам город богат достопримечательностями, связанными с православием и развитием русской культуры.
Значительная доля самостоятельных туристов пользуется «Ласточками», чтобы добраться до Великого Новгорода, для них компания разработала специальное предложение — абонементный билет «Туристические будни», его использование позволяет пассажиру экономить до 25% по отношению к разовой поездке. Например, в сентябре 2020 года компания разработала специальный абонемент для однодневных туристических поездок в Царское Село и Павловск. Он позволяет экономить до 18% на стоимости проезда по отношению к разовой поездке. Дополнительно для точечного стимулирования спроса, а также для повышения лояльности пассажиров пригородная компания проводит различные маркетинговые акции. Например, акции по стимулированию здорового образа жизни «С велосипедом по жизни», «На работу на велосипеде», «Всемирный день без автомобиля».
– Каждый год работы компании одинаково насыщен и трудностями, и достижениями. Специфика нашей отрасли такова, что любое достижение _ это результат решения каждодневных задач. И все сложности мы преодолеваем только благодаря слаженной работе коллектива, команды профессионалов, знающих свое дело. Самым сложным было найти взаимопонимание с регионами. В некоторых субъектах долго не понимали, что заказчиком на пригородные перевозки является субъект Федерации, а в нашей зоне обслуживания их семь. Теперь можно сказать, что система отлажена, выстроены эффективные отношения со всеми администрациями, что и позволяет компании двигаться вперед, – рассказывает генеральный директор. – Мы каждый день что-то придумываем, внедряем новые технологии. Но и потребитель пригородного железнодорожного транспорта стал более требовательным, ему важно сэкономить свое время и деньги, и, безусловно, требует комфорта. И хотя за последние годы компания достигла определенных успехов, наши планы на ближайшие десять лет направлены на улучшение качества обслуживания наших пассажиров.
*Вай-Фай
**Ласточка.Центр
***Изи.Трэвел
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (6904) от 15.04.2021 под заголовком «Маленький юбилей большой компании».
Комментарии