Маленький дом на крохотном участке. Удастся ли сберечь избу в Тярлеве, где провела последние годы Ольга Форш?
150‑летие со дня рождения Ольги Форш прошло практически незамеченным. А ведь в окрестностях города, в поселке Тярлево близ Павловска, есть памятное место, которое при определенных усилиях вполне могло бы стать мемориальным литературным музеем писательницы. Речь о доме, где Ольга Дмитриевна провела последние годы своей жизни.
Рисунок Марии Яльцевой «Ольга Форш на даче в Тярлеве», созданный в 1959 году, хранится в Пушкинском Доме./Репродукция. ФОТО автора
Предметы из этого дома хранятся нынче в музее истории Тярлева, который создает местная жительница Ольга Морозова. Музей пока еще не действует, открытие ожидается к концу года.
— Созданием экспозиции мы занимаемся вместе с краеведом Ольгой Гончаровой. А реликвии нам достались от внучки писательницы, ее полной тезки, биолога по профессии, — говорит Морозова. — Книги из библиотеки с дарственными надписями, рукописи пьес. Вот любимое кресло Ольги Форш, оно в очень плачевном состоянии и требует реставрации. Вот ее радиотелевизор — тот самый, который ей подарили на 80‑летие в 1953‑м. Тогда друзья-писатели скинулись на достойный подарок, который тащил самый молодой из них — Николай Тихонов…
Домик в Тярлеве, в котором жила Ольга Форш, весьма почтенного возраста: он был построен в 1911 году крестьянином Рязанской губернии Ильей Спиридоновым. В 1954 году писательница приобрела его вместе с участком 12 соток на авторские гонорары.
Многие удивлялись: за ту сумму, которая была отдана, можно было купить и дом поновее, и участок побольше. Маргарита Довлатова (тетя писателя Сергея Довлатова), друг Ольги Форш и редактор ее последних произведений, вспоминала: «Несерьезный домик — на откосе, прижатый со всех сторон чужими заборами, с покатым огородиком, который медленно, но непоправимо сползал в овраг. Но Ольге Дмитриевне сразу приглянулось это место… Ощущалась обособленность от всего остального мира даже в таком интимном и уютном поселке, как Тярлево».
Ольга Форш объясняла: «Рядом Царское Село, и рядом Павловск, лицей и молодой Александр Пушкин… дворцы и парки, коронованные правители и некоронованные гении. А еще могила русского живописца Павла Чистякова, моего учителя. И вокруг — ни единого писателя, ну где бы я нашла такие преимущества, такое общество и такие русские пейзажи… Писателю зазорно селиться в хоромах… А вот цветов, яблок, ягод будет у меня предостаточно даже на этом кривом лоскутке земли».
И, действительно, несмотря на преклонный возраст, Ольга Дмитриевна неустанными трудами превратила неухоженный участок в райский уголок. Появились яблони, клубничные грядки, множество цветов… Изба тоже была усовершенствована и расширена. Добавили веранду, на чердаке оборудовали три крохотные комнатки. Появилась пристройка, в которой были устроены городской туалет и ванная комната с колонкой для подогрева воды.
На территории двора стоял (да и сейчас еще стоит) металлический типовой гараж. В нем находился легковой автомобиль «Волга» светло-бежевого цвета. К Ольге Форш был приставлен шофер, который при необходимости возил писательницу туда, куда ей было нужно.
Новое жилище писательницы очаровало ее знакомую — художницу Марию Яльцеву. «Как сумела она сделать очаровательную усадьбу, — вспоминала она, — сказочный уголок из обыкновенного маленького домика на крохотном участке! Около нее никогда не было богатства, но была красота. Весь дом был окружен цветами, оставались только узенькие тропинки, все остальное пространство было в зелени. Ольга Дмитриевна любила цветы, подбирала сорта, сама гармонически рассаживала их».
Яльцева написала в Тярлеве этюды двух картин — «Ольга Дмитриевна на террасе» и «Ольга Дмитриевна за чтением в комнате».
Как отмечает Ольга Гончарова, писательница любила свое Тярлево и жила в нем подолгу. Не было для нее большего удовольствия, как после дождя выйти на веранду, устланную мокрыми листьями…
Сюда в гости приезжали известные люди: поэт Александр Прокофьев, писатель Соколов-Микитов. Ждали Константина Паустовского, для него даже специально купили подушку, которую впоследствии даже стали называть подушкой Паустовского. Но он, увы, так и не приехал.
Последние три года писательница жила в Тярлеве почти безвыездно. Здесь весной 1961 года, незадолго до смерти, она продиктовала своему сыну Дмитрию первую часть автобиографического рассказа «История моей подруги». Вторую часть продиктовать не успела, был записан лишь ее план. 17 июля 1961 года Ольги Дмитриевны не стало…
Домик, согласно завещанию писательницы, унаследовала любимая внучка. Дача продолжала использоваться по прямому назначению, но постепенно все больше ветшала. Исчезли грядки, цветы, были отключены электричество и водопровод. Внутри же все оставалось как и при жизни писательницы.
Власти предлагали внучке отдать домик государству с тем, чтобы устроить музей Ольги Форш, но внучка взамен хотела получить дачу и участок где‑нибудь поблизости. Естественно, такие условия никто выполнить не мог. Тогда она стала сдавать домик дачникам с условием, чтобы они вместо платы за проживание производили бы ремонт. Жильцы не переводились, зачастую это были какие‑то случайные, порой даже маргинальные личности. Никаким ремонтом, естественно, они не занимались…
— Ныне, после смерти внучки писательницы, земельным участком по завещанию владеют трое ее детей, — говорит Ольга Морозова. — Дом им особенно не нужен, но договориться ни с кем из них нам пока не удается. А так бы хотелось, чтобы мемориальный домик был сохранен, а в перспективе в нем бы появился музей.
Задаю вопрос: по правде говоря, а будет ли он востребован? Имя Ольги Форш знают, увы, только люди старшего поколения, которые выросли на ее книгах. Им знакомы «Одеты камнем», «Сумасшедший корабль», трилогия о Радищеве, «Михайловский замок», «Первенцы свободы»… Будет ли ее имя кого‑то привлекать впоследствии, станут ли ее перечитывать?
— Надеюсь, что да, потому что это очень хорошая литература, к ней еще вернутся, — ответила Ольга Ивановна. — Пока что наша задача — сохранить. А уже следующие поколения пусть решают: забыть или не забывать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7499) от 12.09.2023 под заголовком «Маленький дом на крохотном участке».
Комментарии