Лицензия на «вылет». Автобусный бизнес может уйти в тень

Уже в июле, в пик сезона, туристическая отрасль Петербурга (как, впрочем, и других регионов России) может получить серьезную пробоину. Легальный автобусный бизнес погибнет или уйдет в тень, поскольку большинство туравтобусов окажется вне закона из-за новых правил лицензирования пассажирских перевозок, к которым наши предприниматели оказались массово не готовы.

Лицензия на «вылет». Автобусный бизнес может уйти в тень | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Первые жертвы правил

Многие помнят, как еще пару лет назад мы с комфортом и содержательно - на больших автобусах, с экскурсоводом - знакомились с достопримечательностями разных уголков Финляндии в рамках однодневных турпоездок, попутно «обкатывая» шенгенскую визу. Финские разрешения были у 7,5 тысячи петербургских перевозчиков. Сейчас коротко съездить к северным соседям можно либо за дорого на регулярном автобусе иностранных компаний, либо неудобно и небезопасно - на сомнительной восьмиместной маршрутке. Разумеется, уже без гида, программы и только до Хельсинки или Иматры (Лаппеенранты).

Еще год-два назад наши дети так же регулярно и с комфортом ездили на экскурсии по Петербургу. Теперь школьные выезды на встречу с прекрасным стали полностью «самодеятельными»: на метро или трамвае, в сопровождении учителя и двух-трех мамочек из родительского комитета.

Эти перемены - результат управления отраслью, утверждают пассажирские автоперевозчики Петербурга и Ленинградской области.

- Скандинавское направление в российском туризме перестало существовать в результате деятельности ФБУ «Росавтотранс» по согласованию регулярных международных маршрутов, - говорит сопредседатель Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Кира Журавская. - Сотрудники ведомства в последнее время боролись с заказными перевозками как с нелегальными в пользу регулярных. В результате мы полностью лишились туристических поездок к северным соседям.

Сегодня большинство транспортных компаний заявили о неготовности работать с детьми, утверждает председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Ирина Семенова.

- У нас резко снизилось количество запросов от школ на перевозку детей, - сообщила она. - Если раньше школьники ездили на экскурсии в среднем по четыре раза в месяц, то теперь - раз в четверть. Начиная с третьего класса их пересаживают на общественный транспорт. Это не только небезопасно для детей, но и убивает бизнес перевозчиков, которые раньше в межсезонье работали именно с детскими группами.

И все это случилось из-за постановления правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», считает Семенова. Утвержденные этим документом правила требуют, чтобы уведомление о предстоящей поездке группы детей было подано в Госавтоинспекцию как минимум за трое суток до нее. С обязательным указанием даты, подробного маршрута и точного графика движения со всеми остановками.

- Мы считаем ошибкой то, что в документе не разграничены простые экскурсионные и массовые дальние перевозки групп детей, - продолжает Ирина Семенова. - Одно дело, когда детей везут колонной из нескольких автобусов, например в загородный лагерь, и совсем другое - двух-трехчасовая экскурсия на одном автобусе внутри населенного пункта. В городах нередко возникает необходимость изменить маршрут, объезжая перекрытую улицу или пробку, а 1177-е постановление это прямо запрещает. В итоге мы получили вал уведомлений о внутригородских экскурсиях, захлестнувший органы ГИБДД, и теперь там зачастую подписывают их формально, без соответствующих проверок. В этом потоке тонут и уведомления о действительно небезопасных путешествиях с выездом на скоростные трассы.

«Благодаря» постановлению № 1177 детский туризм сократился на 90%, заявляют представители отрасли.

- К сожалению, это свершившийся факт, - подтверждает Дарья Ковалевская, представитель «Опоры России» и владелица сети мини-отелей в Петербурге. - В нынешнем сезоне вообще нет бронирования со стороны детских групп. Скоро негативный эффект от этих новаций почувствуют все остальные - музеи, Зоопарк, цирк и так далее...

Но главный удар по отрасли нанесут новые правила лицензирования, которые вступят в силу с 28 июня. Перевозчики уверены: эти правила не влияют на безопасность, зато требуют непосильных для бизнеса затрат.

Всем не успеть

- У нас на Северо-Западе порядка 6 тысяч соискателей лицензии, к 19 апреля только 10% из них обратились за ее получением, - рассказывает председатель правления союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Куксов. 

Предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, обязаны провести оценку уязвимости своих транспортных средств и составить планы безопасности.

- Оценка уязвимости - это 60 - 80 листов «научно-исследовательской работы», в которой записано, что у автобуса есть двери, окна, колеса и двигатель, стоимостью примерно 30 - 50 тысяч рублей, - объясняет Журавская. - План обеспечения транспортной безопасности - это еще 80 - 100 листов стоимостью 40 - 70 тысяч рублей... Плюс видеонаблюдение, тахографы (которые, к слову, так и не заработали), дорогущее страхование пассажиров... В итоге, выполняя требования закона, перевозчик должен изъять из бизнеса по 220 - 370 тысяч рублей за каждый автобус. Вместо обслуживания техники и мероприятий по повышению безопасности мы вынуждены тратить средства и силы на формальные бумаги, давая заработать каким-то коммерческим структурам. В настоящее время бизнес работает на грани рентабельности.

Перевозчики утверждают: вышеперечисленные законодательные новации, имевшие изначально благую цель сделать отрасль более прозрачной, цивилизованной и безопасной, привели к обратному результату. В городе появилось огромное количество дешевых китайских автобусов, на которых работают не трудоустроенные официально водители. Владельцы этих машин просто покупают путевую документацию и катают клиентов по низким ценам безо всяких лицензий.

- Уже сегодня легальных перевозчиков на рынке в разы меньше, чем нелегальных, а скоро их не останется совсем, - сетует Журавская. - Если мы сейчас не прекратим разорение отрасли, завтра рынок будет делать не с кем.

Зарегулировали до абсурда

До 2014 года законодательство, регулирующее пассажирские перевозки, состояло из нескольких документов. Контролирующим органом была транспортная инспекция, которая вела реестр компаний-перевозчиков. Весь транспорт проходил государственный техосмотр.

С 2014 года лицензирование пассажирских перевозок было отменено, количество нормативных документов, проверяющих и проверок увеличилось в разы, а государственный контроль технического состояния транспорта был передан страховым компаниям - коммерческим структурам, никак не отвечающим за безопасность дорожного движения.

- Зато после каждого ДТП с участием автобуса без разбора причин аварии и анализа статистики создается новый законодательный акт, ужесточающий требования к легальным перевозчикам и создающий дополнительные условия для коррупции контрольно-надзорных органов, - возмущается Кира Журавская. - При этом не ведется анализ пользы или вреда, который он несет. Приказы Минтранса, заменяющие собой федеральные законы и постановления правительства, выпускаются без какой-либо экспертизы и обсуждения, часто они дублируют или, наоборот, противоречат друг другу, а некоторые выполнить просто невозможно. Иногда такой приказ висит на министерском сайте около двух недель, потом исчезает....

Отрасль зарегулирована до абсурда, полагают представители бизнеса.

- На сегодня мы имеем 456 нормативных актов, регулирующих деятельность автоперевозчиков, при проведении контрольно-надзорных мероприятий к ним предъявляется

9 тысяч требований, - продолжает Журавская. - Совершенно очевидно, что необходима срочная кодификация действующего законодательства в области пассажирских перевозок автобусами: нужно досконально разобрать и сопоставить все нормативные акты, устранив противоречия и сделав правила выполнимыми.

Мы не против лицензирования, но надо это делать на основе здравого смысла, говорят перевозчики. Например, категорирование автобусов, на которое уходит до полугода, проводить при ввозе их в страну или при регистрации в ГИБДД. Оценка уязвимости и паспорт безопасности на типовые автобусы должны быть также типовыми, а не сочиняться отдельно на каждое транспортное средство.

И еще неплохо было бы, если бы власти провели общественные слушания с участием предпринимателей и их объединений и поняли реальное положение дел в сфере пассажирских перевозок и туризма. Положение, которое сами перевозчики называют критическим.

Читайте также о том, что шаттлы до утра будут возить участников акции «Ночь музеев» в Петербурге.

#автобус #туризм #бизнес #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6437) от 14.05.2019 под заголовком «Лицензия на «вылет»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.