Крестовый поход за трезвостью. До XVI века проблемы алкоголизма на Руси не существовало
Всю прошедшую неделю Петербург накрывало «волнами трезвости». 10 сентября IV фестиваль «Трезвая волна» стартовал в Царском Селе молебном перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и концертом у стен собора Святой Екатерины. 11 сентября соборно молились о «страждущих недугом винопития и наркомании» в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала (что немаловажно — построенном трезвенниками!). Затем борцы с зависимостями приняли участие в городском крестном ходе. 16 сентября в Доме журналиста на Невском проспекте провели «круглый стол», посвященный этой борьбе. А 18‑го фестиваль завершился большим семейным праздником в Московском парке Победы — с конкурсами, играми, мастер-классами, соревнованиями и даже с караоке-мобилем, работавшим в режиме открытого микрофона.
ФОТО Pixabay
Как все начиналось
— Вообще‑то до XVI века проблемы алкоголизма на Руси не существовало, — говорит сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Игорь Илюшин. — Первое событие, связанное с этой проблемой, — кабацкий бунт, который поднялся во всех губерниях в 1648 году, когда было разгромлено множество питейных заведений.
Общества трезвости в России стали появляться после 1840 года. В 1912‑м РПЦ провела в Москве всероссийский съезд практических деятелей трезвости, на котором было установлено ежегодно отмечать всероссийский День трезвости 11 сентября, устраивая епархиальные, монастырские, приходские праздники трезвости. В учебных заведениях даже ввели соответствующую «науку» — с уроками и учебниками. Массово издавалась трезвенническая литература…
По статистике того времени, абсолютными трезвенниками были 95 % 16 – 18‑летних россиян, 90 % всех женщин и 43 % мужчин.
В новой столице Российской империи до революции действовало около 450 обществ трезвости. Самым крупным было общество при храме Воскресения Христова на Варшавском вокзале — оно насчитывало около 70 тысяч членов.
В советский период Дня трезвенника уже не было. Его возродили только в 2014‑м, когда на заседании Священного Синода была принята концепция по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, которая возобновила все дореволюционные традиции трезвости в России. В этом же году по благословению митрополита Варсонофия в Петербурге был создан Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму.
Православному обществу трезвенников Иоанна Чурикова, что при храме Феодоровской иконы Божией Матери, нынче исполнится 128 лет. Это старейшее общество трезвости в стране, никогда не прекращавшее своей работы. В годы гонений на церковь общество существовало полуподпольно, многие трезвенники были репрессированы, некоторые расстреляны. Но они не отступали от своих принципов.
Диалог за «круглым столом»
Трезвость как праздник — эту мысль постарались подчеркнуть организаторы фестиваля «Трезвая волна». Но на «круглом столе» в Доме журналиста представители различных благотворительных структур, оказывающих помощь зависимым людям, говорили не столько о фестивале, сколько о работе, которую ведут петербургская епархия и светские трезвеннические объединения. О применяемых реабилитационных практиках рассказывали соратники, активисты, ведущие непримиримую войну с «зеленым змием» во всех возможных его ипостасях за новую жизнь людей, свободную от зависимости. Каждая организация спасает сограждан от саморазрушения по‑своему, но (и это принципиальный подход) только на безвозмездной для пациента основе.
Масштаб проблемы химической зависимости в России и в Петербурге руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнев определяет одним словом: огромная.
— По данным МВД, на учете в наркологических учреждениях состоят около 1,3 млн человек, из них примерно пятая часть — наркозависимые, — сообщил он. — В Петербурге на учете на протяжении десятилетия состоят примерно 30 тысяч человек. Из них 8870 — наркозависимые. Но это только те, кто попал в поле зрения медицины, то есть верхушка айсберга. Все реабилитации работают примерно с 20 % зависимостей, 80 % невидимы для наркологов.
За семь месяцев 2022 года в Петербурге полицейскими было изъято более 250 кг наркотических веществ.
— Но это, к большому сожалению, далеко не весь объем, который поступает на рынок, — отмечает Плетнев. — Наш город находится на пересечении наркотрафиков. За январь — июль зарегистрировано более 4 тысяч преступлений, связанных с распространением и хранением наркотических веществ.
Если с наркоманами ясности чуть больше (можно отталкиваться от количества изъятых наркотиков и числа уголовных дел), то с алкоголиками все гораздо сложнее, так как алкоголь у нас легализован и его потребление не считается предосудительным.
— Но наш регион в плане церковной помощи, можно сказать, «впереди планеты всей», — продолжает протоиерей. — Все объединения, движения, братства, группы по‑своему уникальны, их опыт повторить невозможно.
Программы возвращения к себе
Отец Максим рассказал об амбулаторной реабилитационной программе «Фавор», действующей при координационном центре:
— Люди проходят реабилитацию три месяца. За это время мы помогаем человеку начать жизнь заново. С начала пандемии большую часть своей работы мы перенесли в Интернет. Сегодня она идет параллельно: очно в Епархиальном управлении, в Александро-Невской лавре и заочно в Интернете. Это дает возможность участвовать в программе людям из других регионов и даже других стран. При этом реабилитируемый человек остается дома в привычной ему обстановке, но учится жить по‑другому в прежнем социуме.
Благотворительный фонд «Диакония» уже 30 лет помогает нарко- и алкозависимым мужчинам, бездомным и людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а также занимается профилактикой ВИЧ. Полная программа лечения от зависимостей длится год и разделена на два этапа: проживание в православной общине в загородном реабилитационном центре «Пошитни» в Псковской области, а затем полугодовая социальная адаптация в Петербурге. Также предусмотрены программы помощи родственникам. Загородный центр «Диаконии» может принимать до 30 человек, в городском пока 22 места, но скоро добавится еще 18. Эффективность такой реабилитации достаточно высокая: если судить по результатам опросов, 60 % воспитанников не возвращаются к зависимости.
Реабилитация в этом фонде основана на программе «Метанойя», разработанной психологами, наркологами, консультантами по химической зависимости и служителями церкви.
— У нас построена братская община, и сама среда является терапевтической, — поясняет координатор проектов «Диаконии» Ольга Романова. — Вновь пришедших курирует человек, который находится на реабилитации давно, что дает двойной эффект. Воспитанники участвуют в церковных таинствах в храме Серафима Вырицкого (духовная составляющая — самая важная в этой программе), в групповых и индивидуальных занятиях, ведется трудотерапия. В результате у реабилитанта происходит переосмысление жизни и формируются новые ценности. А в городском центре адаптации воспитанники уже выходят в социум — им оказывают помощь в трудоустройстве, существует и групповая поддержка для профилактики срывов.
По словам Романовой, в последнее время число отравлений химическими веществами среди молодежи и подростков выросло вдвое. Очень помолодел и состав участников реабилитации: 40 % — в возрасте от 18 до 25 лет (раньше было 10 – 15 %). Чаще встречаются так называемые потомственные наркоманы, соупотребляющие с родителями. Около половины реабилитантов зависимы от синтетических наркотиков: у них больше тяжелых психозов, сильнее синдром тяги, серьезнее поражаются когнитивные функции.
А вот программа «Обитель исцеления», которая успешно работает на территории Петербургской епархии с 1996 года, предполагает сначала «моральную» подготовку реабилитанта в дневном мотивационно-подготовительном стационаре «Воскресение» при храме у Варшавского вокзала, а уж потом девятимесячную реабилитацию в загородном центре. Заместитель координатора стационара Дмитрий Орлов отметил, что эта программа находится на стыке богословия, педагогики и психологии и основана на христианском мировосприятии. На первом этапе священники и психологи проводят беседы, а подопечные участвуют в богослужениях, затем зависимые отправляются в реабилитационные центры «Саперное», «Сретенское» или «Торфяное».
— В год у нас проходит около 800 занятий для воспитанников, 250 — для родителей и более 1,5 тыс. консультаций проводим по телефону и онлайн. Как показывает практика, 8 из 10 человек, прошедших курс реабилитации, не возвращаются к зависимости, — сообщил Орлов.
Заместитель директора завода АТИ (предприятия, где владельцами создана настоящая территория трезвости) и председатель общества православных трезвенников Иоанна Чурикова при Феодоровском соборе Павел Глинский рассказал о том, что наполняет трезвую жизнь человека: вера, общение с близкими по духу людьми, творчество.
— На нашем заводе есть православный клуб «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, есть своя радиостанция, на волнах которой проповедуется трезвость, есть театр. У многих людей однобокое восприятие трезвенника как человека угрюмого и унылого, который изо всех сил сдерживается, чтобы не побежать за спиртным. Мы пытаемся этот миф развеять. Трезвенники — люди веселые, оптимистичные, радеющие за свое дело и старающиеся «заразить» трезвостью как можно больше людей.
Член совета благотворительного фонда «Дар» Игорь Смирнов рассказал о движении анонимных алкоголиков в России:
— В нашем городе на данный момент зарегистрировано 83 группы таких людей. В Ленинградской области — около 130. В Москве — больше 200. Всего в России зарегистрировано 605 анонимных сообществ алкоголиков и наркоманов.
По мнению Смирнова, единственный способ воздержания от алкоголя — это путь к Богу. И дорога, которая описана в методике «12 шагов анонимных алкоголиков», предполагает именно такой путь.
А вот преподаватель объединения «Оптималист» Ольга Зыкова рассказала об отечественном психолого-педагогическом методе избавления от вредных зависимостей Геннадия Шичко, используя который члены клуба помогают и зависимым, и тем, кто победил в себе этот порок, но испытывает потребность в трезвом общении. Первый «Оптималист» был организован в Ленинграде самим Шичко в 1985 году. Позже такие клубы появились в большинстве городов нашей страны. На сегодня их насчитывается около 400.
— Основное открытие Шичко в том, что все мы изначально имеем определенные программы — как положительные, так и отрицательные, направленные на наше разрушение, — поясняет Зыкова. — На занятиях мы рассказываем людям о том, что разрушает в организме алкоголь или наркотик, создавая таким образом программу трезвости.
Свобода внутри тебя
О деятельности братства трезвости святого Александра Невского и праведного Иоанна Кронштадтского при храме святителя Иоанна Милостивого рассказал его секретарь Андрей Кузьмин. Он представил книгу «Свобода внутри меня», в которой изложен 20‑летний опыт работы братства.
— Чтобы перестать быть алкоголиком, надо обрести внутреннюю свободу, создать новую личность, стать открытым людям и Богу. В этой книге рассказываются истории людей, которые освободились от пьянства, наркомании и других зависимостей, — поясняет Кузьмин.
— Каких — других?
— Самых разных. От всего, что для православного человека является грехом: чревоугодие, прелюбодеяние, злословие, уныние… Вот ты бросаешь пить и становишься гордым за себя, а гордыня — тоже грех. Трезвость — это когда ты понимаешь свое внутреннее состояние и стараешься стать лучше.
Главные отличия всех вышеописанных реабилитационных центров и групп поддержки от широко рекламируемых сегодня частных структур — это, во‑первых, бесплатность оказания помощи зависимым, во‑вторых — добровольность их участия в программах. Человек может в любой момент написать отказ и уйти. Но уходят единицы.
Программы реабилитации получают высокие оценки специалистов, и дефицита участников, кажется, нет. Но и очереди из желающих наладить свою жизнь с их помощью тоже не наблюдается. Значит, люди об этих программах просто не знают?
— Информация о благотворительных программах просто тонет в огромном потоке рекламы частных платных клиник и центров, где зависимых зачастую держат против их воли, — поясняет протоиерей Максим Плетнев. — Но, когда людей насильно увозят и «закрывают» где‑то (пусть даже по просьбе родственников), — это же уголовное преступление… Иные семьи платят за такое лечение по 200 – 500 тысяч рублей, влезают в долги, а эффекта может и не быть. Ведь противоположность зависимости — независимость. То есть свободный выбор человека. Когда же одна зависимость меняется иной несвободой, получается, по сути, продолжение развития зависимой личности… И вообще сам подход, когда на проблеме алкоголизма или наркомании строится чей‑то бизнес, я считаю порочным. Если люди зарабатывают на услугах зависимым, им выгодно, чтобы таких было больше. А это неправильно.
На вопрос корреспондента «СПб ведомостей», сколько же в Петербурге сейчас действует обществ трезвости (церковных и светских) и сколько последователей у движения, собравшиеся на «круглом столе» борцы с зависимостями ответить не смогли. По словам о. Максима, в нашей митрополии насчитывается 16 таких обществ (до революции, напомним, было около 450). Свою статистику ведут «анонимные алкоголики», свою — последователи Шичко… Но даже если сложить всех убежденных, активных, деятельных трезвенников, на весь город их вряд ли наберется более 5 тысяч.
— Наверное, наше сегодняшнее общение можно считать попыткой объединения разрозненных движений и попыткой рассказать обществу об имеющихся возможностях для реабилитации зависимых, — пояснил Максим Плетнев. — Конечно, для Петербурга с многомиллионным населением 5 тысяч трезвенников — это немного. Но они есть! Люди, которые темой трезвости по‑настоящему «болеют», живут ею и пытаются ее как‑то продвигать…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Крестовый поход за трезвостью».
Комментарии