Крестовый поход за трезвостью. До XVI века проблемы алкоголизма на Руси не существовало

Всю прошедшую неделю Петербург накрывало «волнами трезвости». 10 сентября IV фестиваль «Трезвая волна» стартовал в Царском Селе молебном перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и концертом у стен собора Святой Екатерины. 11 сентября соборно молились о «страждущих недугом винопития и наркомании» в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала (что немаловажно — построенном трезвенниками!). Затем борцы с зависимостями приняли участие в городском крестном ходе. 16 сентября в Доме журналиста на Невском проспекте провели «круглый стол», посвященный этой борьбе. А 18‑го фестиваль завершился большим семейным праздником в Московском парке Победы — с конкурсами, играми, мастер-классами, соревнованиями и даже с караоке-мобилем, работавшим в режиме открытого микрофона.

Крестовый поход за трезвостью. До XVI века проблемы алкоголизма на Руси не существовало | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как все начиналось

Вообще‑то до XVI века ­проблемы алкоголизма на Руси не существовало, — говорит сотрудник Координационного ­центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Игорь Илюшин. — Первое событие, связанное с этой проблемой, — кабацкий бунт, который поднялся во всех губерниях в 1648 году, когда было разгромлено множество питейных заведений.

Общества трезвости в России стали появляться после 1840 года. В 1912‑м РПЦ провела в Москве всероссийский съезд практических деятелей трезвости, на котором было установлено ежегодно отмечать всероссийский День трезвости 11 сентября, устраивая епархиальные, монастырские, приходские праздники трезвости. В учебных заведениях даже ввели соответствующую «науку» — с уроками и учебниками. Массово издавалась трезвенническая литература…

По статистике того времени, абсолютными трезвенниками были 95 % 16 – 18‑летних россиян, 90 % всех женщин и 43 % мужчин.

В новой столице Российской империи до революции действовало около 450 обществ ­трезвости. Самым крупным было общество при храме Воскресения Христова на Варшавском вокзале — оно насчитывало около 70 тысяч членов.

В советский период Дня трезвенника уже не было. Его возродили только в 2014‑м, когда на заседании Священного Синода была принята концепция по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, которая возобновила все дореволюционные традиции трезвости в России. В этом же году по благословению митрополита Варсонофия в Петербурге был создан Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму.

Православному обществу трезвенников Иоанна Чурикова, что при храме Феодоровской иконы Божией Матери, нынче исполнится 128 лет. Это старейшее общест­во трезвости в стране, никогда не прекращавшее своей работы. В годы гонений на церковь общество существовало полуподпольно, многие трезвенники были репрессированы, некоторые расстреляны. Но они не отступали от своих принципов.

Диалог за «круглым столом»

Трезвость как праздник — эту мысль постарались подчеркнуть организаторы фестиваля «Трезвая волна». Но на «круглом столе» в Доме журналиста представители различных благотворительных структур, оказывающих помощь зависимым людям, говорили не столько о фестивале, сколько о работе, которую ведут петербургская епархия и светские трезвеннические объединения. О применяемых реабилитационных практиках рассказывали соратники, активис­ты, ведущие непримиримую войну с «зеленым змием» во всех возможных его ипостасях за новую жизнь людей, свободную от зависимос­ти. Каждая организация спасает сограждан от саморазрушения по‑своему, но (и это принципиальный подход) только на безвозмездной для пациента основе.

Масштаб проблемы химической зависимости в России и в Петербурге руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнев определяет одним словом: огромная.

По данным МВД, на учете в наркологических учреждениях состоят около 1,3 млн человек, из них примерно пятая часть — наркозависимые, — сообщил он. — В Петербурге на учете на протяжении десятилетия состоят примерно 30 тысяч человек. Из них 8870 — наркозависимые. Но это только те, кто попал в поле зрения медицины, то есть верхушка айсберга. Все реабилитации работают примерно с 20 % зависимостей, 80 % невидимы для наркологов.

За семь месяцев 2022 года в Петербурге полицейскими было ­изъято более 250 кг наркотических веществ.

Но это, к большому сожалению, далеко не весь объем, который поступает на рынок, — отмечает Плетнев. — Наш город находится на пересечении наркотрафиков. За январь — июль зарегистрировано более 4 тысяч преступлений, связанных с распространением и хранением наркотических веществ.

Если с наркоманами ясности чуть больше (можно отталкиваться от количества изъятых наркотиков и числа уголовных дел), то с алкоголиками все гораздо сложнее, так как алкоголь у нас легализован и его потребление не считается предосудительным.

Но наш регион в плане церковной помощи, можно сказать, «впереди планеты всей», — продолжает протоиерей. — Все объединения, движения, братства, группы по‑своему уникальны, их опыт повторить невозможно.

Программы возвращения к себе

Отец Максим рассказал об амбулаторной реабилитационной программе «Фавор», действующей при координационном центре:

Люди проходят реабилитацию три месяца. За это время мы помогаем человеку начать жизнь заново. С начала пандемии большую часть своей работы мы перенесли в Интернет. Сегодня она идет параллельно: очно в Епархиальном ­управлении, в ­Александро-Невской лавре и заочно в Интернете. Это дает возможность участвовать в программе людям из других регионов и даже других стран. При этом ­реабилитируемый человек остается дома в привычной ему обстановке, но учится жить по‑другому в прежнем социуме.

Благотворительный фонд «Диакония» уже 30 лет помогает нарко- и алкозависимым мужчинам, бездомным и людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а также занимается профилактикой ВИЧ. Полная программа лечения от зависимостей длится год и разделена на два этапа: проживание в православной общине в загородном реабилитационном центре «Пошитни» в Псковской области, а затем полугодовая социальная адаптация в Петербурге. Также предусмотрены программы помощи родственникам. Загородный центр «Диаконии» может принимать до 30 человек, в городском пока 22 места, но скоро добавится еще 18. Эффективность такой реабилитации достаточно высокая: если судить по результатам опросов, 60 % воспитанников не возвращаются к зависимости.

Реабилитация в этом фонде основана на программе «Метанойя», разработанной психологами, наркологами, консультантами по химической зависимости и служителями церкви.

У нас построена братская община, и сама среда является терапевтической, — поясняет координатор проектов «Диаконии» Ольга Романова. — Вновь пришедших курирует человек, который находится на реабилитации давно, что дает двойной эффект. Воспитанники участвуют в церковных таинствах в храме Серафима Вырицкого (духовная составляющая — самая важная в этой программе), в групповых и индивидуальных занятиях, ведется трудотерапия. В результате у реабилитанта происходит переосмысление жизни и формируются новые ценности. А в городском центре адаптации воспитанники уже выходят в социум — им оказывают помощь в трудоустройстве, существует и групповая поддержка для профилактики срывов.

По словам Романовой, в последнее время число отравлений химическими веществами среди молодежи и подростков выросло вдвое. Очень помолодел и состав участников реабилитации: 40 % — в возрасте от 18 до 25 лет (раньше было 10 – 15 %). Чаще встречаются так называемые потомственные наркоманы, ­соупотребляющие с родителями. Около половины реабилитантов зависимы от синтетических наркотиков: у них больше тяжелых психозов, сильнее синдром тяги, серьезнее поражаются когнитивные функции.

А вот программа «Обитель исцеления», которая успешно работает на территории Петербургской епархии с 1996 года, предполагает сначала «моральную» подготовку реабилитанта в дневном мотивационно-подготовительном стационаре «Воскресение» при храме у Варшавского вокзала, а уж потом девятимесячную реабилитацию в загородном центре. Заместитель координатора стационара Дмитрий Орлов отметил, что эта программа находится на стыке богословия, педагогики и психологии и основана на христианском мировосприятии. На первом этапе священники и психологи проводят беседы, а подопечные участвуют в богослужениях, затем зависимые отправляются в реабилитационные центры «Саперное», «Сретенское» или «Торфяное».

В год у нас проходит около 800 занятий для воспитанников, 250 — для родителей и более 1,5 тыс. консультаций проводим по телефону и онлайн. Как показывает практика, 8 из 10 человек, прошедших курс реабилитации, не возвращаются к зависимости, — сообщил Орлов.

Заместитель директора завода АТИ (предприятия, где владельцами создана настоящая территория трезвости) и председатель общества православных трезвенников Иоанна Чурикова при Феодоровском соборе Павел Глинский рассказал о том, что наполняет трезвую жизнь человека: вера, общение с близкими по духу людьми, творчество.

На нашем заводе есть православный клуб «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, есть своя радиостанция, на волнах которой проповедуется трезвость, есть театр. У многих людей однобокое восприятие трезвенника как человека угрюмого и унылого, который изо всех сил сдерживается, чтобы не побежать за спиртным. Мы пытаемся этот миф развеять. Трезвенники — люди веселые, оптимистичные, радеющие за свое дело и старающиеся «заразить» трезвостью как можно больше людей.

Член совета благотворительного фонда «Дар» Игорь Смирнов рассказал о движении анонимных алкоголиков в России:

В нашем городе на данный момент зарегистрировано 83 группы таких людей. В Ленинградской области — около 130. В Москве — больше 200. Всего в России зарегистрировано 605 анонимных сообществ алкоголиков и наркоманов.

По мнению Смирнова, единственный способ воздержания от алкоголя — это путь к Богу. И дорога, которая описана в методике «12 шагов анонимных алкоголиков», предполагает именно такой путь.

А вот преподаватель объединения «Оптималист» Ольга Зыкова рассказала об отечественном психолого-педагогическом методе избавления от вредных зависимостей Геннадия Шичко, используя который члены клуба помогают и зависимым, и тем, кто победил в себе этот порок, но испытывает потребность в трезвом общении. Первый «Оптималист» был организован в Ленинграде самим Шичко в 1985 году. Позже такие клубы появились в большинстве городов нашей страны. На сегодня их ­насчитывается около 400.

Основное открытие Шичко в том, что все мы изначально имеем определенные программы — как положительные, так и отрицательные, направленные на наше разрушение, — поясняет Зыкова. — На занятиях мы рассказываем людям о том, что разрушает в организме алкоголь или наркотик, создавая таким образом программу трезвости.

Свобода внутри тебя

О деятельности братства ­трезвости святого Александра Невского и праведного Иоанна Кронштадтского при храме святителя Иоанна Милостивого рассказал его секретарь Андрей Кузьмин. Он представил книгу «Свобода внутри меня», в которой изложен 20‑летний опыт работы братства.

Чтобы перестать быть алкоголиком, надо обрести внутреннюю свободу, создать новую личность, стать открытым людям и Богу. В этой книге рассказываются истории людей, которые освободились от пьянства, наркомании и других зависимостей, — поясняет Кузьмин.

Каких — других?

Самых разных. От всего, что для православного человека является грехом: чревоугодие, прелюбодеяние, злословие, уныние… Вот ты бросаешь пить и становишься гордым за себя, а гордыня — тоже грех. Трезвость — это когда ты понимаешь свое внутреннее состояние и стараешься стать лучше.

Главные отличия всех вышеописанных реабилитационных центров и групп поддержки от широко рекламируемых сегодня частных структур — это, во‑первых, бесплатность оказания помощи зависимым, во‑вторых — добровольность их участия в программах. Человек может в любой момент написать отказ и уйти. Но уходят единицы.

Программы реабилитации получают высокие оценки специалистов, и дефицита участников, кажется, нет. Но и очереди из желающих наладить свою жизнь с их помощью тоже не наблюдается. Значит, люди об этих программах просто не знают?

Информация о благотворительных программах просто тонет в огромном потоке рекламы частных платных клиник и центров, где зависимых зачастую держат против их воли, — поясняет протоиерей Максим Плетнев. — Но, когда людей насильно увозят и «закрывают» где‑то (пусть даже по просьбе родственников), — это же уголовное преступление… Иные семьи платят за такое лечение по 200 – 500 тысяч рублей, влезают в долги, а эффекта может и не быть. Ведь противоположность зависимости — независимость. То есть свободный выбор человека. Когда же одна зависимость меняется иной несвободой, получается, по сути, продолжение развития зависимой личности… И вообще сам подход, когда на проблеме алкоголизма или наркомании строится чей‑то бизнес, я считаю порочным. Если люди зарабатывают на услугах зависимым, им выгодно, чтобы таких было больше. А это неправильно.

На вопрос корреспондента «СПб ведомостей», сколько же в Петербурге сейчас действует обществ трезвости (церковных и светских) и сколько последователей у движения, собравшиеся на «круглом столе» борцы с зависимостями ответить не смогли. По словам о. Максима, в нашей митрополии насчитывается 16 таких обществ (до революции, напомним, было около 450). Свою статистику ведут «анонимные алкоголики», свою — последователи Шичко… Но даже если сложить всех убежденных, активных, деятельных трезвенников, на весь город их вряд ли наберется более 5 тысяч.

Наверное, наше сегодняшнее общение можно считать попыткой объединения разрозненных движений и попыткой рассказать обществу об имеющихся возможностях для реабилитации зависимых, — пояснил Максим Плетнев. — Конечно, для Петербурга с многомиллионным населением 5 тысяч трезвенников — это немного. Но они есть! Люди, которые темой трезвости по‑настоящему «болеют», живут ею и пытаются ее как‑то продвигать…

#фестиваль #алкоголь #борьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Крестовый поход за трезвостью».


Комментарии