Когда точку ставить рано. Сегодня — День единых действий в память о геноциде советского народа

В конце 1945 года в Выборгском дворце культуры в Ломанском переулке (ныне улица Комиссара Смирнова) начался судебный процесс над нацистскими преступниками. Разбирательство было открытым, активно освещалось в печати, но связанные с ним документы были рассекречены только недавно. На днях управление ФСБ по СПб и Ленобласти передало их копии в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Инициатором передачи выступили организаторы проекта «Без срока давности», в котором участвуют Поисковое движение России и Общественная палата России.

Когда точку ставить рано. Сегодня — День единых действий в память о геноциде советского народа | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как отметила директор архива Ольга Шемчук, передача таких материалов позволит исследователям изучить их более подробно. Большая часть — это протоколы допросов военнослужащих вермахта, принимавших участие в геноциде советского народа на территории тогдашнего Псковского района Ленинградской области.

Перед судом тогда предстали одиннадцать человек. Во время допросов они признавались в том, что совершали насильственный угон населения, уничтожали жилые постройки, промышленные и транспортные объекты, убивали мирных жителей, заподозренных в симпатиях к партизанам или ­просто отказывавшихся «эвакуироваться» в немецкий тыл. На суде предстала страшная картина выжженной земли, которую нацисты собирались оставить наступающей Красной армии…

Генерал-майор вермахта Генрих Ремлингер, который с августа 1943 года был комендантом Пскова и прилегающих районов, утверждал: немецкая армия, отступая, должна была «на территории, расположенной между ли­нией фронта и линией, проходящей через города Нарва — Псков — Остров и далее на юг», эвакуировать все население, кроме больных и неспособных двигаться, в направлении Риги. Деревни и поселки подлежали сожжению, мосты, водонапорные башни, станции, железные и шоссейные дороги должны были быть подорваны. «Равным образом подлежали сож­жению леса», — указывал Ремлингер.

Все эти слова имеют документальное подтверждение. На суде генерал отрицал, что давал приказания убивать советских граждан, отказывающихся ехать в Германию в качестве остарбайтеров, но был уличен во лжи показаниями свидетелей.

Наряду с Ремлингером перед судом предстали командиры подразделений «особого батальона», выполнявшего карательные функции. Они командовали акциями по уничтожению населенных пунктов и расстрелам жителей, причем лично принимали участие в казнях. Материалы показывают, что командир роты этого баталь­она капитан Штрюфинг пытался отрицать свою причастность к расстрелам, однако его выдали показания бывших у него в подчинении солдат. Подсудимый Арно Дюре сообщил: «В одной из сож­женных солдатами нашей роты деревень командир роты капитан Штрюфинг в моем присутствии дал приказание застрелить двух детей в возрасте 10 – 13 лет. Эти двое детей были убиты из карабина одним из солдат нашей роты…».

По итогам судебного процесса все подсудимые были признаны виновными и осуждены. Восемь человек во главе с Ремлингером были публично повешены на площади Калинина перед киноте­атром «Гигант». Трое получили каторжные работы…

Лет двадцать назад мне довелось пообщаться с бывшим офицером госбезопасности Леонидом Дединским, который участвовал в непосредственной подготовке Ленинградского процесса, а потом присутствовал на его заседаниях.

Я лично работал с документами Штаба партизанского движения Ленинградской области, который находился в Смольном, и нашел данные, подтверждавшие факты злодеяний обвиняемых, — рассказывал Леонид Сергеевич. — Мне пришлось самому допрашивать Ремлингера, обер-лейтенанта Визе и рядового Янике. Последний уверял, что лишь выполнял приказы, хотя потом было доказано: он проявлял инициативу еще больше, чем Ремлингер. Янике был маленький, щуплый, ему, наверное, доставляло удовольствие уничтожать здоровых людей…

Юридическая оценка преступлений нацистов и их пособников продолжается. В октябре 2020 года был создан прецедент: убийство мирных граждан в деревне ­Жестяная Горка в 1942 – 1943 годах, которое историки называют «новгородским освенцимом», Солецкий районный суд Новгородской области признал геноцидом.

Вслед за Сольцами суд в Пскове точно так же оценил зверства нацистов в период с июля 1941-го по август 1944 года на территориях Псковской и Великолукской областей. Преступления фашистов признаны геноцидом судебными органами многих регионов, оказавшихся во время войны в оккупации, — в Брянской области, на Ставрополье, Кубани, в Крыму.

Напомним, в октябре прошлого года Санкт-Петербургский городской суд по иску прокуратуры признал военным преступлением и геноцидом советского народа действия нацистов в период блокады Ленинграда, а Ленинградский областной суд признал геноцидом преступления фашистов на территории региона. В конце марта нынешнего года Государственная дума признала «преступные деяния немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения СССР геноцидом народов Советского Союза».

Расследования преступлений нацистов, по различным причинам оставшиеся незавершенными во время войны или сразу после нее, продолжаются. Так, в прошлом году Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту расстрела фашистами 16 мирных граждан в городе Павловске в феврале 1942 года. Основанием стали найденные в архиве документы, которые были напечатаны в Павловске самими оккупантами.

В Гатчине в парке «Сильвия» в этом году продолжатся поисковые работы на местах массовых казней мирных жителей и военнопленных Красной армии. В прошлом году в расстрельных ямах были найдены и эксгумированы останки более 130 человек.

Наша справка 

День единых действий в память о геноциде советского народа отмечается 19 апреля, поскольку именно в этот день в 1943 году был издан указ президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот указ дал правовое основание для уголовного расследования преступлений немецких оккупантов и последующих судебных процессов.


#память #геноцид #документы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7399) от 19.04.2023 под заголовком «Когда точку ставить рано».


Комментарии