Главная городская газета

Ключи от Запасного дома

Свежие материалы Недвижимость

Как поумнели дома

Итальянский дизайнер и архитектор Амедео Скварцони в рамках Недели дизайна-2017 прочел в Петербурге лекцию о пользе «отзывчивой архитектуры». Читать полностью

Схватка на южной границе

неожиданно помирила чиновников Петербурга и Ленобласти.

Читать полностью

«Астана» на Савушкина

Почему евразийцы не уходят из Приморского района.

Читать полностью

Тоннель в никуда

Тоннель, проходивший под Московским проспектом возле станции метро «Электросила», замуровали. Читать полностью

«Голливуд» среди полей

У пересечения Пулковского и Волхонского шоссе планируют возвести крупный жилой комплекс Читать полностью

Шлюпки под крышей

Современные кампусы стали копилками архитектурных новаций Читать полностью
Реклама
Ключи от Запасного дома | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кирпичная кладка начала XVIII века и суперсовременный гелиевый масс-анализатор, созданный в Эрмитаже, стали главными персонажами экскурсии для журналистов по обновленному Запасному дому Зимнего дворца, в котором завершается приспособление под лабораторно-хранительский и административный корпус.

Первая постройка на месте дома № 30 по Дворцовой набережной появилась в 1720-е годы. Сподвижник Петра I корабельный мастер Феодосий Скляев получил участок рядом с царской резиденцией. Главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин показал в подвале хорошо сохранившуюся кладку, сложенную из кирпичей шириной 30 см, и сводчатые потолки.

Чтобы спасти старые стены, пришлось создавать новую гидроизоляцию под тротуаром набережной. Она избавляет подвал от воды и в то же время не пересушивает старый хрупкий кирпич. В будущем здесь разместится археологическая экспозиция об истории дома.

Слово «хрупкость» еще не раз звучало в ходе экскурсии. После Скляева здание много раз меняло облик и хозяев. Название «Запасной дом» появилось в середине XIX века, когда его выкупило Министерство императорского двора. К тому времени дом занимал весь участок до Миллионной ул., 31.

В 1930-е годы дом отдали под квартиры интеллигентным людям - сотрудникам Эрмитажа и Академии наук, гуманитариям - преподавателям вузов. Об этом времени напоминает мемориальная доска историку Евгению Тарле, установленная на Дворцовой набережной. Будущий генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский некоторое время жил в корпусе на Миллионной.

Эрмитаж получил здание в 1990-е годы, уже тогда было ясно, что хрупким стенам потребуется серьезный ремонт. В 2012 году весь дом (Дворцовая, наб., 30/Миллионная ул., 31) стал объектом культурного наследия. Тогда же начались работы по приспособлению памятника. Прежде всего укрепили фундамент и стены. Изменения постарались сделать минимальными: сохранена даже «историческая» трансформаторная подстанция. На уровне верхних этажей вынесена во двор застекленная коридорная система, что позволило увеличить метраж. Кстати, общая площадь здания составляет 11 тысяч квадратных метров.

Из двора мы поднялись на второй этаж, где отреставрированы рабочий кабинет министра финансов Российской империи Сергея Витте, и зал, где он проводил заседания. Кабинет отведен сотрудникам отдела истории русской культуры. Его заведующий Вячеслав Федоров показал сохранившиеся элементы интерьера - уникальную «розетку» из наборного паркета и камин. Золочение лепнины в духе «второго рококо» пришлось воссоздавать.

На верхнем, пятом, этаже Запасного дома поселилась «юная особа» - лаборатория научной реставрации восточной живописи, созданная в 1998 году. Заведующая лабораторией Елена Шишкова показала современные светильники, ванны для промывки произведений максимальным размером 2,5 х 1,2 метра, вытяжные системы. В одних помещениях идет работа с китайскими акварелями, в других - с клеевой живописью на ткани с острова Бали. Гордость лаборатории - красные лаковые столы, позволяющие работать с тонкой бумагой «на просвет».

Перемещаемся в отдел научно-технологической экспертизы. По словам заведующего отделом Александра Косолапова, теперь у него лучшее оснащение в стране. Начиная с продвинутого, но стандартного, например, электронного микроскопа с большой камерой или рентгена - от «легкого» (для бумаги) до «тяжелого» (для металла) - и заканчивая уникальной аппаратурой для термолюминесцентной датировки керамики или определения возраста золотых изделий.

Именно для золотых исследований используется гелиевый масс-анализатор. Как пояснил нашей газете Александр Косолапов, по ничтожному количеству инертного газа в благородном металле можно определить возраст изделия. Сверхвысокой точности, до десятков лет, не будет, но скифское золото от современных подделок отделяется на 100%. Михаил Пиотровский прокомментировал: «В мире этот метод известен как метод Косолапова».

На одном из «испытательных стендов» находится картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Старший научный сотрудник отдела Сергей Хаврин показывает на экране компьютера, что первоначально Петр прижимал левую руку к груди, а не держал в ней ключи от рая.

Важная остановка - помещения отдела античного мира, который полностью переехал из здания Нового Эрмитажа. Как рассказала заведующая отделом Анна Трофимова, в начале 1960-х годов сотрудники и фонды временно разместились в трех экспозиционных залах. Но потребовалось 40 лет, чтобы отдел смог получить постоянные помещения для работы. В Запасной дом переместили 50 тысяч предметов, причем хранилища устроены по типу отрытых, чтобы исследователи и студенты могли легко увидеть, как, например, выглядел женоподобный Эрот на италийской вазе, которая изготовлена до нашей эры.

В трех залах Нового Эрмитажа началась реставрация. В декабре 2017 года предполагается открыть в одном из них постоянную экспозицию античных камей.

Экскурсия завершилась в зале заседаний Министерства финансов, который получает название «Зал Витте» и станет новым пространством для пресс-конференций и встреч, наряду с залом Совета, Эрмитажным театром и дворами Главного штаба.

Подводя итоги работы по приспособлению Запасного дома, Михаил Пиотровский говорил о том, что стратегическая идея музея заключалась не в расширении ради экспансии в город. Но в создании места, куда можно перевезти фонды, чтобы освободить для показа исторические пространства музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook