К осени все гостиницы в жилых домах должны закрыться

Итак, свершилось. Закон, запрещающий работу хостелов в жилых домах, подписан и осенью вступит в действие. Возобладала точка зрения собственников квартир, не желающих иметь по соседству гостиницу. Хостельеры повержены...

К осени все гостиницы в жилых домах должны закрыться | ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

Вообще-то ни один из горожан не желал зла малому гостиничному бизнесу: живи себе, богатей и процветай! Но зачем же ради процветания отвергать права других людей на благополучную и безопасную жизнь? И почему бы заранее - до открытия хостела в квартире - не побеспокоиться о соблюдении правил? Да-да, правила игры в «малое средство размещения» были установлены задолго до того, как вообще появился проект антихостельного закона. Его идеолог и лоббист глава Комитета по ЖКХ Госдумы Галина Хованская так комментировала ситуацию:

- Мы разрабатываем новый закон, собирая в него положения уже действующих нормативных актов, чтобы все было в одном месте, чтобы сразу доходило до всех.

Вкратце - в жанре телеграммы - позиция действующего законодательства, продублированная в новом законе, такова: хостел, мини-отель, гостевые комнаты и проч. могут размещаться только в помещениях, имеющих статус нежилых; условием перевода жилого помещения в нежилое является возможность отдельного входа; установка дополнительного сантехнического, электрического, газового оборудования требует согласованного проекта и далеко не всегда возможна... Ну и многие другие правила, в основном касающиеся условий переоборудования инженерии. Ведь в любом хостеле должен быть хотя бы минимальный набор коммунальных благ. К примеру, несколько туалетов.

Эти и другие правила, нормы, законы не раз становились основанием для судебного прекращения деятельности хостелов. В Петербурге особенно активно суды начали принимать подобные решения начиная с 2017 года. Истцами, как правило, выступали районные прокуроры, действовавшие в интересах неопределенного круга лиц. Вот один из многих примеров.

Жители трехэтажного дома на улице Академика Лебедева обращались, как говорится, веером: в администрацию, к депутатам, в разнообразные партии, в прокуратуру. Прокурор пришел по адресу и обнаружил: в части квартир на первом и втором этажах, а также в нескольких комнатах коммунальной квартиры сделана перепланировка. Разрешений нет, следовательно - незаконная. Одно окно на лицевом фасаде переделано во вход с козырьком и ступеньками. По свидетельству жителей, переделки в доме продолжались с 2011-го по 2015 год. Собственником всех помещений, подвергшихся переделке, общей площадью 157,5 кв. м числится физическое лицо. Оно и передало свою недвижимость в аренду ООО «Суперхостел», который открыл здесь... суперхостел. Причем вход в него осуществлялся как с фасада (через бывшее окно), так и через обычный подъезд, которым пользуются все жители дома.

Также прокурор обнаружил в Интернете рекламу заведения: с ценами, фотографиями номеров и системой дистанционного бронирования... Фирма сообщала о себе следующее: 16 номеров категории «стандарт» и 2 номера - «комфорт». Итого - 18. Учитывая общую площадь, комнатки в среднем по 8 кв. м с сантиметрами. В «стандарте» - две койки.

Показателен отзыв благодарной туристки: «Отель понравился тем, что есть отдельные номера на двоих с собственной ванной комнатой. Очень чисто. Удобные кровати, чистое белье. В кофемашине очень приличный кофе! Но совершенно нет никакой шумоизоляции. Мы жили с ребенком, в два часа ночи за стеной поселилась молодая пара, больше мы не спали. Это, конечно, минус». Ну разумеется, какая же может быть звукоизоляция, если комнаты отделены друг от друга гипрочными перегородками, а не стенами. Кроме того, туристка не смогла оценить последствия для дома от несанкционированного оборудования «собственной ванной комнаты».

Изучив ситуацию, прокуратура Калининского района обратилась в суд с просьбой обязать ООО «Суперхостел» прекратить работу. И в феврале 2018 года районный суд удовлетворил исковые требования. Ответчик не согласился и подал апелляцию в городской суд. Безрезультатно. Летом минувшего года апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.

Любопытна юридическая позиция «Суперхостела» и собственника помещений. Она, кстати, характерна для представителей всех хостелов, выступающих в судах. Они напирают на Гражданский кодекс, который дает право собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. А далее следует переход к ГОСТу Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам», который дает определение хостела. Это «экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей». Из этого следует вывод, что в хостеле сохраняется цель размещения жильцов - для проживания. Но только с ограничением по времени. То есть, по их логике, ГОСТ не требует перевода жилого в нежилое.

Далее цитируют тот же ГОСТ, в котором сказано, что «хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов... могут иметь вход через общий подъезд с соседями». Ну и общий вывод: все законно.

Суд же ориентировался на совсем иные документы: на Жилищный кодекс, который допускает использование жилого помещения для профессиональной деятельности того человека, который живет в этом помещении. Скажем: писатель может писать дома, часовщик - чинить часы, мастерица - плести кружево... И то, если они при этом не мешают соседям: не используют химикаты или шумное оборудование...

Что касается ГОСТа Р 56184-2014, то суд заметил, что документ сей нельзя ставить выше законодательства и СанПиН 2.1.2.2645-10, в котором говорится, что «помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории». И, наконец, главное и самое ясное заявление: «При эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией».

Городской суд Петербурга констатировал, что использование квартиры под хостел нарушает права и законные интересы жителей многоквартирного дома, и постановил прекратить работу хостела.

Надо отметить, что в городском руководстве мало-помалу складывается практика стимулирования хостельеров к тому, чтобы сделать свой бизнес более соответствующим закону. Так, КИО планирует подбирать нежилые помещения, отвечающие требованиям законодательства, для передачи их под хостелы.

Один неглупый человек из мира бизнеса сказал: «Хостелы так долго жили без правил, что могли бы за эти годы накопить достаточный капитал для того, чтобы сделать свой бизнес законным по всем позициям».

Читайте также о том, что мини-отели Петербурга не готовы выехать из жилых домов.

#гостиницы #хостел #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6427) от 23.04.2019 под заголовком «Хостелам дали закон».


Комментарии