КГИОП запретил слушателям Ахматовских чтений занимать газон в Шереметевском саду

Традиционные Ахматовские чтения, посвященные 130-летию со дня рождения поэта и 30-летию ее музея в Фонтанном доме, прошли нынче в урезанном формате. В Шереметевском саду, где обычно устраивается праздник, было уменьшено количество зрительских мест на концертах актеров и музыкантов. КГИОП потребовал не занимать газон, чтобы поберечь почву для старых деревьев.

КГИОП запретил слушателям Ахматовских чтений занимать газон в Шереметевском саду | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не стоит в этой истории искать, кто правее, а кто виноватее. Тем более плескать эмоциями. Сначала - документальные факты. Шереметевский сад имеет площадь всего 0,34 га, это объект культурного наследия федерального значения, который находится в собственности Петербурга. Но в списках зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) вы этот сад не найдете.

Он был исключен из ЗНОП в 2012 году. Как нам сообщили экологи, на том основании, что застройка старинному саду, к счастью, не угрожает. А уж Музей театрального и музыкального искусства, занимающий Шереметевский дворец, и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, расположенный во флигеле бывшей графской усадьбы, разберутся, как его использовать.

Ровно два года назад в июне 2017 года сад обрел конкретного владельца, он был передан в постоянное (бессрочное) пользование Театральному музею. В начале нынешнего года был зарегистрирован сервитут (право пользования садом) за Музеем Анны Ахматовой.

Еще в середине 2010-х годов, пока Шереметевский сад был юридически бесхозным, были сформулированы две крайние позиции о его дальнейшей судьбе. Первая - сад является исторической частью шереметевской усадьбы и ему должен быть возвращен прежний облик. На какое именно время сад воссоздавать, вопрос отдельный, важно получить в итоге заповедную территорию.

Вторая позиция состоит том, что в последние годы сад активно используется для проведения разных культурных событий - от фестивалей ленд-арта до джазовых концертов, и необходимо поддерживать и развивать эти функции.

Сейчас, когда, по общему признанию, настало время переговоров о будущем Шереметевского сада, уместно вспомнить его историю.

Из справки, предоставленной КГИОП, следует, что на территории усадьбы, пожалованной Петром I графу Борису Шереметеву, первоначально был построен деревянный дом. Впоследствии его заменили на большой каменный дворец, построенный главным архитектором Адмиралтейств-коллегии Саввой Чевакинским и его молодым талантливым учеником крепостным Федором Аргуновым. Скорее всего, именно Федор Аргунов в 1749 - 1754 годах спроектировал и разбил Шереметевский сад, раскинувшийся на обширном пространстве позади дворца.

Изначально был создан французский регулярный парк с центральной аллеей, резными воротами, фонтаном, прудом, боскетами, садовыми павильонами. В конце XVIII века его перестроили в английский пейзажный парк, разобрав одни павильоны и построив другие.

Весь XIX век шла уплотнительная застройка, неуклонно сокращавшая территорию сада. Финалом стало возведение в 1914 году вдоль Литейного проспекта Шереметевских торговых рядов. Но еще в 1870-е годы последний владелец дворца, граф Сергей Дмитриевич Шереметев, разделил всю территорию усадьбы на две неравные части. Парадную часть у Фонтанки он оставил себе, а доходную, куда вошли все прочие участки, отдал под застройку.

Иными словами, сегодня вряд ли возможен возврат в «галантный» XVIII век. Как не будет снова моды на пудреные парики...

Больше того, в сознании многих петербуржцев Фонтанный дом - это именно флигель, где почти 30 лет жила Ахматова. Со всей его богатой историей, связанной с ахматовским кругом от Николая Пунина и Иосифа Бродского до Исайи Берлина.

Но, наверное, не следует превращать Шереметевский сад в летнюю концертную площадку. Вероятно, надо привлечь профессиональных дендрологов и специалистов по историческим паркам, чтобы они посчитали максимально допустимые нагрузки. Таких профессионалов в Петербурге достаточно. В качестве альтернативы размещению концертной площадки в середине сада КГИОП готов рассмотреть возможность временной установки сценической конструкции на газоне, примыкающем к стене, которая отгораживает сад от зданий по Литейному проспекту, 53.

При всей разнице в назначении и масштабах современная история Шереметевского сада напоминает про Дворцовую площадь. Там в сложных переговорах «добывается» оптимальный вариант ее использования для ограниченного количества концертов и праздников.

#КГИОП #Ахматовские чтения #газон #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6467) от 26.06.2019 под заголовком «В старый сад без парика».


Комментарии