Кассу сделали на воде. Результаты навигации 2022 года в Петербурге называют рекордными

Впервые за последние три года все участники организации экскурсий по внутренним рекам и каналам Петербурга довольны итогами сезона. Чиновники говорят о рекордном пассажиропотоке. Владельцы судов — о новинках и прибыли. А экскурсанты — о заметном расширении возможностей отдыха на воде и полученном удовольствии.

Кассу сделали на воде. Результаты навигации 2022 года в Петербурге называют рекордными | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Официальные результаты речного прогулочного сезона действительно позитивны. Согласно данным, представленным директором Агентства внешнего транспорта Александрой Бахмутской, за время длившейся 211 дней навигации нынешнего года по городским водным путям перевезены более 3,5 млн человек, что без малого на 50 % больше, чем в 2021‑м. Причем, судя по цифрам, нынче речникам Северной столицы удалось превзойти даже рекорд «футбольного» 2018 года, когда по рекам и каналам города «прошли» 3 миллиона пассажиров. Что в условиях почти полного отсутствия иностранцев можно считать принципиальным достижением: ­внутренний поток туристов догнал и перегнал уровень, установленный при солидном участии гостей из‑за кордона. «Мы сделали ставку на внутренний туризм — и эта стратегия себя оправдывает, — заявил губернатор Петербурга Александр ­Беглов. — Уверен, что с вводом новых объектов, таких как «Остров фортов» в Кронштадте, поток пассажиров на водных маршрутах будет только расти».

Среди основных причин такого успеха — отсутствие ограничений, вызванных пандемией. В эту навигацию в отличие от предыдущих никаких препятствий здесь не было с самого начала — устроители водных прогулок могли катать всех желающих, поскольку не были ограничены ни количественно, ни организационно. Порадовала и погода — на протяжении почти всего сезона было тепло (а порой даже жарко) и солнечно, что только добавляло привлекательности водным прогулкам. В августе, к примеру, Фонтанка и другие реки и каналы города просто кишели разнокалиберными судами и катерами, перевозившими отдыхающих.

А еще один фактор успеха — рост спроса на путешествия внутри страны, благодаря которому Петербург получил дополнительные бонусы как туристический центр. «Город стал одним из самых популярных направлений для внутреннего туризма, а водные прогулки всегда были его визитной карточкой, — говорит Александра Бахмутская. — Приехать в навигацию и не прокатиться по Неве — это невозможно себе представить. К тому же судо­владельцы не только реновировали суда, но и предложили новые интересные маршруты». И это можно считать фундаментом успеха навигации 2022 года.

Судите сами. В текущем году в перечне маршрутов городского водного транспорта значились десятки направлений, включая пригородные и действовавшую нынче на Неве паромную переправу. В их числе, конечно, и новинки сезона. Такие как маршрут «Виват Петербург!», который за полтора часа позволяет увидеть сразу все «старые» и «новые» достопримечательности Северной столицы на пути между крейсером «Аврора» и модным общественным пространством «Новая Голландия». Экскурсионный маршрут в один из самых романтичных районов Петербурга, благодаря которому горожане и туристы могли по воде добраться от Спаса-на-Крови до Коломны. «Это еще один способ взглянуть на мегаполис по‑новому, почувствовать его красоту и ­неповторимый облик, — считает председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. — Такая прогулка привлекательна потому, что позволяет увидеть исторический город с его неповторимой атмосферой».

А «Уходим на закат» оказалась интересна тем, что позволяет увидеть красивое зрелище с необычного ракурса. Да и новая программа «Метеор» в Стрельну» продолжительностью 4,5 часа, благодаря которой ее участники не только быстро и с комфортом долетали до пригорода Петербурга, но и могли участвовать в большой экскурсии по парку и Константиновскому дворцу, тоже пользовалась спросом. Если добавить, что в этом году в городе появилось не менее десятка новых экскурсионных маршрутов по воде, объяснимы и рекордные цифры пассажиропотока.

«Наличие новых маршрутов и рост разнообразия услуг привели к тому, что на прогулки по Неве и другим водным артериям города все чаще стали отправляться сами петербуржцы, — говорят эксперты-практики. — Именно они отчасти и заместили отсутствующих в нынешнем году иностранцев». Специалисты отмечают: если приезжие чаще всего выбирают традиционные (в том числе ночные) обзорные водные прогулки по рекам и каналам для знакомства с Петербургом, то горожане предпочитают туры «со смыслом». Например, музыкальные экскурсии, во время которых можно послушать «живой» джаз.

Или «гастрономические», по ходу которых удается и «красивости» посмотреть, и порадовать себя изысканными кушаньями.

Организаторы водных туров подчеркивают, что «люди хотят разнообразия, поскольку многие из них уже бывали на тех или иных классических водных маршрутах». «Запросы потенциальных пассажиров, среди которых немало петербуржцев, действительно стали гораздо разнообразнее, — отмечает руководитель одной из крупных компаний-перевозчиков Юрий Набатов. — Теперь они все чаще хотят полноценно отдыхать на реках и каналах». Что и позволило этой компании тоже побить рекорд: впервые за 25 лет работы на собственных судах она перевезла за нынешний сезон более миллиона пассажиров.

Что касается инфраструктуры, то всего в Северной столице около 250 спусков к рекам и каналам, которые потенциально можно использовать для швартовки прогулочных и круизных судов. Однако городских (так называемых общедоступных) причалов только 19 — столько же, сколько было и в навигацию прошлого года. Зато в 2022‑м, по словам Александры Бахмутской, к ним выполнено более 37,8 тыс. судоподходов — на 23 % больше, чем в навигацию 2021‑го. Причем 11 городских причалов «умные» — работают с сис­темами видеонаблюдения, контроля подхода судов и прохода пассажиров, обеспечены круглосуточной связью с диспетчерской Агентства внешнего транспорта, а также автономным энергоснабжением от солнечных панелей. И к следующей навигации планируется ввод как минимум еще одного городского причала: сейчас обсуждается место его размещения.

«В эту навигацию мы опробовали турникеты — со следующей они станут считывать и билеты судоходных компаний», — пояснила Бахмутская. Будет и новинка: у Петропавловской крепости появится первый городской причал для судов с электропитанием. Затем их планируют размес­тить на Южной дороге и на Речном вокзале.

Единственное, что несколько портит радужную картину успеха навигации 2022 года, — продолжающееся старение флота. Увы, но новинок в этом направлении немного, тогда как возраст судов типа «Метеор», «Москва» или «Нева» — за 30 лет. И именно в сегменте двухпалубных судов ощущается нехватка новичков. Хотя прогресс тоже есть. Так, два скоростных пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин» должны быть сданы в эксплуатацию в навигацию следующего года. Каждый из них способен вмещать до 200 пассажиров, а использовать новинки предполагается на линии из Петербурга в Кронштадт.

И если в 2023‑м все пойдет так же удачно, как в эту навигацию, даже нынешний рекорд — 3,5 млн пассажиров — на реках и каналах Петербурга может быть превзойден. Это будет означать, что за последнее десятилетие, несмотря на массу неблагоприятных факторов, город смог нарастить внутренний водный пассажиропоток вдвое.


#навигация #реки и каналы #пассажиропоток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7305) от 24.11.2022 под заголовком «Кассу сделали на воде ».


Комментарии