Как «умаслить» экопункт? В Петербурге есть много возможностей раздельного сбора мусора

В городе можно сдавать макулатуру и металлолом (кое‑где их даже покупают, если привезешь много). После новогодних праздников елку легко отдать «на опилки для питомника». Раздельно собирают мусор участники различных экологических мероприятий. Но все это — волонтерские акции, деятельность общественных организаций. Системную работу на постоянной основе ведет лишь сеть экопунктов, ежедневно принимающих от горожан опасные (и не очень) отходы.

Как «умаслить» экопункт? В Петербурге есть много возможностей раздельного сбора мусора | Если вам кажется, что пункт закрыт, просто позвоните по номеру, указанному на фургоне. И приемщик появится./ФОТО автора

Если вам кажется, что пункт закрыт, просто позвоните по номеру, указанному на фургоне. И приемщик появится./ФОТО автора

Главным это направление считают профессионалы «мусорного» бизнеса, которые давно определили первейшую задачу: любая переработка отходов должна начинаться с извлечения оттуда всего экологически вредного. А с очищенной таким образом массой уже можно работать дальше: сушить, перебирать, перерабатывать, сжигать или захоранивать…

Система экопунктов начала развиваться лет десять назад. Но затем процесс остановился, так как все полномочия «по отходам» были переданы от комитета по природопользованию в ведение комитета по благоустройству. В 2021 году произошла обратная рокировка, и работа возобновилась.

Первые четыре обновленных экологических пункта открылись ровно год назад. К августу нынешнего года их стало уже десять: они появились в Василеостровском, Приморском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Фрунзенском, Московском, Пушкинском, Красносельском и Колпинском районах. За год услугами экопунктов горожане воспользовались 38 тысяч раз, сдав 118 тонн отходов различного уровня опасности.

Больше всего в этой массе, конечно, батареек и аккумуляторов: 38 тонн. Их везут на базу экологической службы «Экострой», где хранят до той поры, пока им не придет время ехать в Череповец или Ярославль. В один из этих городов, где работают заводы по переработке использованных элементов питания. Первую партию, еще в начале 2010‑х годов, «Экострой» копил пять лет, чтобы загрузить целый вагон. Теперь тот же объем собирается в пять раз быстрее.

За прошедший год в экопункты были сданы 32 тонны покрышек. Тоже достижение. Во-первых, потому, что покрышки принимают не так уж давно: от силы полгода. Во-вторых, объем сданного дает надежду на то, что далеко не все автолюбители могут, не испытывая мук совести, захламить своими покрышками ближайший перелесок, что есть люди, готовые потратить время, чтобы доставить свой мусор в экопункт.

На третьем месте с результатом 16 тонн — бытовая и оргтехника. Ее принимают также не так давно. Но, как видно, у граждан есть желание не выбрасывать электрочайники, старые принтеры и компьютерный хлам, а принести их в экопункт. А ведь такие отходы могут быть и объемными, и тяжелыми! Их тоже отвезут на производственную площадку «Экостроя», где несколько работников вручную разбирают обломки, как говорится, до винтика: металл к металлу, стекло к стеклу… Цель — извлечь максимальное количество вторсырья, которое можно вновь пустить в оборот.

Еще в экопунктах принимают ртутные лампы, термометры всех видов, лекарства с истекшим сроком годности, химические отходы, лаки, краски, бытовую химию, ртуть и загрязненные ртутью предметы (помнится, в одном из пунктов приняли ковер, на который вытекла ртуть из градусника).

В списке также отработанные масла. Этот вид отходов тоже признан небезопасным. Хотя граждане не склонны приносить банки с маслом, на котором они жарили картошку фри, а вот для кафе и ресторанов это обычное дело. Более того — обязанность, от исполнения которой зависят их взаимоотношения с Роспотребнадзором. Но у них свои пути сдачи масла. У горожан, как видно, тоже появилась такая возможность. Пока невостребованная.

Кроме стационарных экопунктов в городе работают два экомобиля и 480 экотерминалов. Но с ними есть проблемы. Экомобиль надо «поймать», подстроить свои планы под его появление, заранее подготовить все то, от чего хотелось бы избавиться… В общем, сделать все, чего так не любят горожане.

Что касается экотерминалов… Увы, не все жители города понимают значение сбора опасных отходов. Установленные во дворах экотерминалы неоднократно оказывались перевернутыми, искореженными, а их содержимое — рассыпанным. Комитет по природопользованию даже вынужден был призывать на помощь правоохранительные органы. Были планы завести уголовные дела по фактам вандализма. Но пока они ничем не закончились.

Получается, что сама по себе, силой доброй воли горожан, ни одна система развиваться почему‑то не может, везде требуется дежурный/сторож/начальник, который будет присматривать за процессом. Или это не так?

Кстати 

Подробно ознакомиться с перечнем принимаемых опасных отходов, адресами установки экотерминалов и экопунктов, с графиком работы экомобилей можно на Экологическом портале www.infoeco.ru в разделе «Опасные отходы».

По всем вопросам, связанным с их приемом, а также с обеспечением экологической безопасности на территории и акватории нашего города, можно круглосуточно обращаться по телефону мобильной экологической дежурной службы 417‑59‑36.

#экология #переработка мусора #отходы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7282) от 24.10.2022 под заголовком «Как «умаслить» экопункт?».


Комментарии