Как появился Шкиперский канал
Этот небольшой канал протяженностью 450 метров и шириной около 30 метров, находящийся в западной части Васильевского острова, связывает Галерную гавань с Невской губой.
ФОТО Википедии / User:Yanyarv / CC BY 3.0
21 сентября 1721 г. вышел указ о начале строительства в устье Черного (Глухого) протока на Васильевском острове Галерной гавани («фортеции»), которая использовалась как место стоянки галер и других гребных судов.
Проект появившегося там комплекса сооружений, предназначенных для ремонта и хранения кораблей, составил архитектор Доменико Трезини. А строительством руководил командующий Галерным флотом адмирал Матвей Змаевич.
В 1721 – 1723 гг. здесь был вырыт прямоугольный бассейн, который соединили с Финским заливом каналом. Его проложили в 1722 г. на месте одного из рукавов Глухого протока и назвали по находившейся в этом районе шкиперской слободе.
Черный проток, начинавший свое течение в районе болот Смоленского поля, засыпали, а рядом с гаванью появились казармы для солдат и эллинги. В первой половине XVIII века на этом месте были выстроены Галерная верфь и Гребной порт.
Со временем облик гавани и ее окрестностей многократно менялся: возникали новые сооружения, имеющие отношение к морскому и военному делу, а ненужные строения разбирали, укрепляли берега. В работах по обустройству гавани и Шкиперского канала участвовали петербургские зодчие Иван Коробов и Савва Чевакинский.
В середине XVIII века молы Шкиперского канала облицевали известняком. А у выхода в Невскую губу, на противоположных его берегах, возвели (точнее, перестроили в камне) по проекту архитектора Михаила Башмакова кроншпицы — две небольшие караульные башни со шпилями. Это единственные строения Галерной гавани, памятники архитектуры, сохранившиеся с XVIII века.
В 1808 – 1812 гг. по проекту архитектора Андреяна Захарова нижний ярус канала облицевали гранитом и устроили спуски из известняка.
В конце XIX века на берегу Шкиперского канала появился Пироксилиновый (пороховой) завод, для которого построили водонапорную башню. Позже она обслуживала также пожарное депо и использовалась по своему назначению почти до конца XX века.
Через Шкиперский канал в 1820 г. был проложен деревянный мост, который перестроили в конце 1940‑х годов. Нынешний вид этот металлический Шкиперский автомобильно-пешеходный мост длиной 34,6 метра, проложенный в створе улицы Шкиперский Проток, получил в 1997 г.
Гавань оставила след в городской топонимии: в честь нее были названы Галерный проезд и Галерный ковш.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7407) от 02.05.2023 под заголовком «Шкиперский канал».
Комментарии