Ка-а-ак высажу! Размышления о правах кондуктора и обязанностях пассажира

Дело было поздним вечером в 33‑м автобусе (он идет от станции метро «Черная Речка» до Пискаревки). Очень пожилая кондуктор вступила в спор с одной из пассажирок. Женщина убеждала ее, что неважно, кто именно оплатит проезд, главное, чтобы был оплачен. Та в ответ лишь огрызалась… Казалось бы, обычная бытовая перепалка. Но вот уже месяц прошел, а я все не могу забыть эту препротивную историю. Неприятный осадок не пропадает.

Ка-а-ак высажу! Размышления о правах кондуктора и обязанностях пассажира | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Скандал закрутился вокруг молодого человека — совсем еще мальчишки — со скейтом в руках. Он утверждал, что пытался оплатить проезд банковской картой, но платеж почему‑то пока не прошел. Кондукторша не верила ему, настаивала, чтобы он покинул автобус или заплатил «по‑человечески». То есть «Подорожником». Но его у мальчика не оказалось. Не было и наличности. В тот момент женщина-пассажирка и предложила заплатить за него.

Но кондуктор отказалась принимать плату от «постороннего человека», говорила, что это похоже на милостыню и что тем самым можно развратить подрастающее поколение, которое в результате всегда будет рассчитывать на халяву.

Ее поддержал один из пассажиров. Правда, не в конкретной ситуации (похоже, он не расслышал подробности), а в целом, в принципе, как говорится, на философском уровне. Его речь была не лишена смысла: мол, если мы придем в магазин и на кассе выяснится, что денег нет ни в кармане, ни на карте, от покупки придется отказаться. Или если голодный сирота зайдет в ресторан, его вряд ли будут кормить. Почему же в транспорте все должно быть иначе? А еще он ругал родителей, которые не озаботились тем, чтобы у ребенка была проездная карточка или карманные деньги.

И воодушевленная кондуктор с еще большим энтузиазмом начала выпихивать молодого человека из автобуса. Делала она это как‑то чрезмерно остервенело… И тут в телефоне у парня брякнуло. Оказалось, это пришла SMS с чеком. Тем самым был подтвержден факт оплаты банковской картой. Парень пытался показать чек, но кондукторша уже разошлась так, что перешла на оскорбления: мол, не понимает она этих чеков и не верит в них: «Все это обман!». Хуже всего, что при этом она еще и называла парня «дурачком», «тупым Иваном».

Я ожидала, что молодой человек сейчас ответит ей в том же духе. Но он держался молодцом… А может быть, считал ниже своего достоинства связываться. Тогда же я подумала, что, возможно, пожилая сотрудница «Пассажиравтотранса» подсознательно чувствует это его отношение к себе и потому гневается. Впрочем, не поручусь, что это так…

То ли молодому человеку надое­ла вся эта возня, то ли он доехал до своей остановки, но после очередного грубого требования выйти из автобуса он так и сделал.

Тут заговорили другие пассажиры. Всех интересовало, имеет ли право кондуктор выгонять человека (особенно ребенка) на мороз и в темноту. Припомнили аналогичные случаи из своей жизни и все, что когда‑либо читали или слышали. Как высадили из автобуса двух детей и те попали под элект­ричку, когда шли домой пешком. Как девочка в Сибири замерзла при таких же обстоятельствах. Мне припомнился и собственный негативный опыт: меня беременную высадили из автобуса, потому что у кондуктора не было сдачи с 500 рублей, а мелочи у меня не оказалось. Ответственность целиком и полностью возложили на меня, так как я не озаботилась тем, чтобы в кармане оказалась сумма, удобная для кондуктора.

Припомнили пассажиры и обратные примеры, когда зайцем проезжали нетрезвые смешливые (или агрессивные) мужики. И кондукторы либо начинали хихикать вместе с ними, либо сразу отставали, лишь тихо-тихо ворча себе под нос.

Одна из пассажирок, с вызовом глядя на «победившую» молодого человека кондуктора, громко объявила, что нельзя оставлять без внимания ни один случай сомнительного поведения работников транспорта. Ведь они по долгу службы имеют дело не только с механизмами и деньгами, но и с людьми. А потому от них требуются вежливость и сдержанность. И, глянув в свой смартфон, она громко произнесла: «Сохраните телефон 576‑55‑55. По нему принимают жалобы на кондукторов и водителей». Я записала, но пока еще ни разу им не воспользовалась: не было повода.

Ольга Р., Невский район


#кондуктор #общественный транспорт #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7395) от 13.04.2023 под заголовком «Ка-а-ак высажу! ».


Комментарии