Итоги навигации на внутренних водных путях Петербурга оказались плачевными

Организаторы и участники рынка водных пассажирских перевозок по рекам и каналам Северной столицы не скрывают пессимизма: в навигацию 2020 года заработать в этом секторе транспорта не удалось, а перспективы следующей скрыты густым туманом неизвестности.

Итоги навигации на внутренних водных путях Петербурга оказались плачевными | ФОТО Дарьи МЕДВЕДЕВОЙ

ФОТО Дарьи МЕДВЕДЕВОЙ

Что и вынуждает экспертов делать нерадужные прогнозы. «Несмотря на провальные результаты сезона, пока уходить с рынка никто из членов нашего объединения не собирается. Однако и повторного локдауна, каким он был в этом году, большая часть компаний не переживет», – говорит Владимир Родионов, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС), объединяющей около 85% городских перевозчиков.

Стоит напомнить: навигация 2020-го оказалась одной из самых коротких в истории города. Она длилась с 28 июня по 15 ноября и была на 75 дней короче, чем прошлогодняя, стартовавшая 12 апреля. К тому же она прерывалась на время проведения больших массовых мероприятий, а также потеряла часть популярных маршрутов.

По оценке Владимира Родионова, в целом за навигацию в Петербурге удалось перевезти 1,134 тыс. пассажиров – это лишь 41% от прошлогодних показателей. При этом на экскурсионно-прогулочных маршрутах обслужены 822 тыс. человек (44% от уровня 2019-го), а еще 312 тыс. (36% от цифр минувшего года) воспользовались услугами скоростных судов. Комментируя эти «достижения», эксперт не преминул заметить, что «такого падения объемов перевозки пассажиров не было за все время их наблюдения с 2008 года». И выразил глубокую признательность всем, кто все же посетил Петербург и воспользовался услугами его водного транспорта...

Помимо сокращения навигации свою лепту в снижение показателей внесли и эпидемиологические ограничения во время эксплуатации судов, и опасения пассажиров, и нехватка маршрутов. Так, не функционировали прежде весьма популярные маршруты по принципу Hop-on-Hop-off, на которых можно войти и выйти на любой остановке. «Фактически посадка пассажиров с использованием такого принципа осуществлялась и на других маршрутах, однако это стало еще одним минусом навигации», – считает Владимир Родионов.

Схожие оценки сезона и у других экспертов. Так, директор Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская отметила резкое снижение нагрузки комплекса речных причалов общего пользования (их в этом сезоне в городе было задействовано 13). «В этом году в эксплуатации мы оставили только те из них, что пользовались наибольшей популярностью, – пояснила она. – По объективным причинам количество швартовок к причалам общего пользования оказалось практически вдвое ниже, чем в 2019-м: если по результатам прошлогодней навигации их было осуществлено свыше 25 тыс., то в навигацию 2020-го – только 12,8 тыс.».

Правда, есть в этом «темном царстве» и лучик света. Поскольку в прошлом году причалы бывшего Речного вокзала на проспекте Обуховской Обороны перешли из федеральной в собственность Петербурга, нынче там все же удалось принять 24 речных круизных судозахода, обслужив около 3,5 тыс. пассажиров. «В настоящее время на этом причале мы уже ведем подготовку к навигации будущего года, – отметила Александра Бахмутская. – Надеемся принимать там суда и обслуживать пассажиров в гораздо больших объемах».

Глубину падения рынка речных круизных перевозок в навигацию этого года «измерил» начальник службы регулирования движения судов администрации Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей Алексей Сидоров. Если в 2019-м за навигацию речные лайнеры осуществили в Петербург около 500 судозаходов, доставив в город 95 тыс. человек, то теперь первый показатель упал до 146, а второй едва превысил 22 тыс. «Как в целом по Волго-Балту, так и по Петербургу зафиксировано значительное снижение объемов речного круизного судоходства, – подтвердил специалист. – Например, по главной водной магистрали России в прошлом году было осуществлено более 2 тыс. рейсов, на которых обслужили свыше 250 тыс. пассажиров. В 2020-м круизных рейсов по Волго-Балту выполнено примерно 700, а число пассажиров сократилось до 81 тыс. человек».

Сможет ли водный транспорт Петербурга воспрянуть в 2021 году – большой вопрос. Зато ему не страшна вторая волна пандемии. Как бы ни росла заболеваемость, зимой речников на карантин не отправят – их и без того заставляет «отдыхать» сама природа...

#навигация #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6810) от 20.11.2020 под заголовком «Речники меж двух волн».


Комментарии