Исчезающая красота. Бьюти-отрасль Петербурга переживает кризис

За последний год в Северной столице закрылось 20% салонов красоты. Даже эконом-сегмент, который не проседал ни в один из кризисов прошлых лет, на этот раз показал падение. И, по прогнозам экспертов, худшее еще впереди. Сворачивать бизнес в этом году планирует каждый пятый предприниматель бьюти-отрасли. Еще 15% участников рынка намерены ликвидировать юридическое лицо и перейти в статус самозанятых, а некоторые и вовсе уходят в тень.

Исчезающая красота. Бьюти-отрасль Петербурга переживает кризис | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Красивые тоже плачут

Среднее падение выручки и прибыли в бьюти-отрасли в прошлом году составило 40%. В первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также отмечалось снижение этих показателей на 35%, но дальше стало чуть полегче.

– Во втором квартале предприятия индустрии красоты наконец-то стали получать хоть какую-то выручку, – говорит руководитель и собственник петербургской сети салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди» представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) Лялья Садыкова. – Если в октябре у нас было падение в оборотах до 35 – 40%, то сейчас наметился плавный рост. К докризисным показателям мы, конечно, еще не вернулись, однако положительная динамика чувствуется.

После долгих месяцев падения можно было бы порадоваться даже небольшому улучшению, если бы не ожидание новых бед.

– Возможно, небольшой рост связан с сезоном. Весна и лето мотивируют женщин делать прически, записываться на маникюр, педикюр и другие бьюти-услуги, – считает Лялья Садыкова. – Но основные закрытия салонов красоты еще впереди, в целом ситуация в отрасли оставляет желать лучшего. Майские праздники, на которые мы возлагали надежды, показали отрицательный эффект, так как был существенный отток клиентов за город. Отмена курортов Турции тоже оказала негативное влияние на работу салонов красоты. Люди, которые были записаны на комплексные услуги, приняли решение отказать себе в этом удовольствии.

В списке основных причин сложившейся ситуации – падение спроса на бьюти-услуги из-за снижения платежеспособности клиентов, повышение закупочных цен на материалы, колоссальные затраты на приобретение средств дезинфекции помещений и индивидуальной защиты (масок, перчаток), необходимых в условиях угрозы коронавирусной инфекции.

«Сейчас ситуация с масками и их стоимостью нормализовалась, но с перчатками до сих пор беда. Непонятно, почему цены на них повысились в пять раз, – отмечают предприниматели. – Если в разгар пандемии мы покупали 50 пар перчаток за 170 – 200 рублей, то сейчас такую упаковку дешевле, чем за 1000 рублей на рынке не найти. Вдобавок ко всему поставщики продукции для бьюти-индустрии еще в апреле увеличили расценки, поскольку большинство товаров – импорт, чувствительный к скачкам на валютном рынке».

Отечественные производители продукции для бьюти-индустрии также оказались не в лучшем положении. К примеру, в апреле 2021 года известный петербургский производитель косметики для бороды и усов «Бородист», работающий с 2013 года, объявил о закрытии проекта. Последний онлайн-заказ был принят 31 мая.

Понятно, что сильным ударом для отрасли стал масочный режим. Но представители «красивого» бизнеса хором кричат о том, что еще больше убивает отрасль неподъемная в нынешних условиях налоговая нагрузка. Вице-президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты управляющий партнер федеральной сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики» Нина Литвинова предложила создать в России специальный налоговый режим для бьюти-сферы, однако ее не услышали. Более того, индустрия красоты не вошла в новую правительственную программу поддержки предпринимателей по льготному кредитованию «ФОТ 3.0».

В стиле «я сама»

В последнее время появилась вынужденная мода на простой стиль без изысков, который позволяет обходиться без специалистов индустрии красоты. Если раньше дамы ходили на стрижку каждый месяц, то сегодня многие ограничиваются одним разом в два, а то и в три месяца. Или заходят в парикмахерскую, чтобы только подровнять челку. Некоторые просят сделать стрижки покороче, чтобы волосы дольше отрастали, либо отращивают длину. Появилась тенденция, когда дамы отпускают седые волосы и тонируют их под платину. Появился тренд на упрощенный экоманикюр, который пришел на смену шеллаку. Кроме того, с начала пандемии повысился спрос на обучение самостоятельному снятию гель-лака и прочие мастер-классы по уходу за собой в домашних условиях.

Потребители стали меньше интересоваться такими услугами, как коррекция бровей, наращивание ресниц, эпиляция. Значительно упал спрос на одну из самых популярных косметологических процедур биоревитализацию (омоложение кожи путем введения гиалуроновой кислоты). В итоге за последний год в Петербурге число салонов красоты, которые оказывают услуги по уходу за лицом и телом, снизилось на 9%. Согласно данным исследования сервиса «2Гис» и платформы «СберУслуги», с марта 2020 года по март 2021 года в городе на Неве закрылось 2736 косметических салонов. Наиболее стойкими оказались салоны полного цикла, где клиенты получают комплекс услуг, включая стрижку, маникюр, педикюр, а самыми уязвимыми стали студии, предоставляющие какую-то одну услугу (ногтевые студии, броу-бары, салоны эпиляции).

При этом специалисты уже видят негативные результаты домашних экспериментов. Одни отрезали себе лишние локоны, другие сожгли волосы, третьи покрасили их в странный цвет и не могут ничем его перебить.

Мастер в свободном плавании

Пока представительницы прекрасного пола постигают азы самостоятельного маникюра, а мужчины учатся пользоваться машинками для стрижки волос, мастера ищут пути выживания.

После снятия ограничений половина салонов красоты лишилась как минимум 30% своих сотрудников. Большинство мастеров приняли решение уйти в свободное плавание, заодно уводя за собой клиентов. За год число самозанятых, предлагающих услуги в сфере красоты, выросло в восемь раз. А доля нелегально работающих без официального статуса и оформления салонов красоты и парикмахерских увеличилась до 50%.

В связи с этим еще один тренд, который проявился в отрасли в последнее время, – популярность бьюти-коворкингов, которые активно зазывают на свои территории мастеров, покинувших салоны красоты.

«Если ты парикмахер-стилист в свободном плавании и тебе нужна лодка в виде лаборатории для творчества, то твой путь «через тернии к звездам» начнется в бьюти-коворкинге. В стоимость аренды входят: фартук, полотенца, дезинфекторы и услуги клининга. А еще у нас всегда есть выбор косметических средств из лучших брендов...» – зазывает постояльцев на своей страничке в соцсети один из петербургских бьюти-коворкингов.

С одной стороны, преимущество работы в коворкинге перед салоном красоты вполне очевидно. Мастер арендует рабочее место по демократичной цене, потому что у него не хватает заработка, чтобы снимать отдельное помещение.

– Такой формат работы меня устраивает, – рассказывает парикмахер-стилист Ирина Гаранина. – Работая в салоне, я получаю 40 – 50% от стоимости услуги. Чистыми выходит в два раза больше. При этом я не должна придерживаться графика и других правил, установленных владельцем салона.

– А я в коворкинге пока не прижилась, – замечает Ангелина Грицюк. – Мне не нравится, что в таких пространствах не предусмотрены скидки за аренду для постоянных мастеров, которые работают почти каждый день по 8 – 10 часов. Туалет общий. Нет соблюдения дистанции, работают мастера разного возраста и культурного уровня. Молодежь может себе позволить громко смеяться или даже ругаться матом. Мне и моим клиентам это неприятно. Если нет отдельного шкафчика на замке, то не исключено, что коллеги могут позволить себе попользоваться твоими расходными материалами. Нет камер наблюдения, а это значит, что если в процессе работы случится неприятный инцидент, это никак не зафиксируется. На мой взгляд, индустрия красоты – это прежде всего качество и комфорт, в основе которых стабильность, а коворкинги этого предложить не могут.

– Я сталкивалась с тем, что рабочее пространство в коворкингах оборудовано неграмотно, – поддерживает коллегу Анастасия Кузнецова. – Мало того, что розетки делают под столом, зачастую их не хватает на всех мастеров. Почему-то создатели бьюти-коворкингов оснащают их красивыми режиссерскими стульями, которые не регулируются по высоте. Но ведь для прически нужна одна высота, для мейка – другая.

Более-менее активные мастера, особенно молодые, развивают свои аккаунты в социальных сетях и принимают клиентов на дому. Они не платят налоги, не тратятся на аренду, покупают материалы (зачастую низкого качества) по бюджетным ценам. При этом, по мнению экспертов, получить точные данные доходов теневого рынка бьюти-услуг практически невозможно.

– Во время пандемии мой мастер принимала меня у себя дома, – рассказывает петербурженка Юлиана Кустова. – Мне такой формат работы понравился. У меня прекрасные отношения с мастером, меня устраивает, как она работает. А если учесть, что ее услуги стали дешевле, то смысла возвращаться в салон, да еще к новому парикмахеру и при этом платить в два раза больше не вижу.

Подобные рассуждения вполне логичны. Но, с другой стороны, такие клиенты рискуют столкнуться с некачественной работой, сомнительным состоянием оборудования и санитарных норм, ведь надомники находятся вне поля зрения Роспотребнадзора и других контролирующих органов. При этом бьюти-индустрия – это не только красивый маникюр и милые реснички. Эти услуги прежде всего связаны со здоровьем людей. К сожалению, пока чиновники этого не понимают и относятся к поддержке бьюти-отрасли по остаточному принципу, полагая, что она спасет себя сама.

Несмотря на отчаянное положение на рынке красоты, отрасль до последнего держит цены, отказывая себе в доходах. Впрочем, к осени ценник в салонах красоты все-таки поднимется. Что ни говори, а красота требует не только жертв, но и финансов.

#бизнес #кризис #пандемия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6941) от 09.06.2021 под заголовком «Исчезающая красота».


Комментарии