Инклюзивный фестиваль «Город муз» пройдет в Петербурге

Тому, кто не бывал в ленинском Разливе с пионерского детства, везти туда сейчас детей/внуков детсадовского возраста и в голову не придет. Напрасно. Фестиваль «Город муз» за девять лет открыл для семейного досуга довольно неожиданные места.

Инклюзивный фестиваль «Город муз» пройдет в Петербурге | ФОТО Pixabay / onkelglocke

ФОТО Pixabay / onkelglocke

Проводить семьей выходные в торгово-развлекательных центрах – довольно унылая традиция. «Мы боролись с этим много лет», – комментируют организаторы фестиваля «Город муз». Организаторы – центр современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» – работают круглогодично, а на некоторую часть года (в этот раз – до 10 декабря) при поддержке Российского фонда культуры устраивают фестиваль. Все бесплатно.

В этом году среди площадок – от Русского музея до Выборгского музея-заповедника, от Шереметевского дворца до усадьбы «Приютино» в Ленобласти. Строго по записи. Не только потому, что пандемия, количество мест не безгранично и т. д. Но и потому, что фестиваль инклюзивный. Если собирается приехать, допустим, семья с ребенком на инвалидной коляске, надо продумать доступность площадки. Скажем, большинство библиотек города, особенно те, что в исторических зданиях, не очень приспособлены, значит, понадобится помощь парней-волонтеров коляску поднять.

Библиотеки – это новшество фестиваля. Раньше «Город муз» работал в основном с музеями (название фестиваля – во многом из-за музеев). Сейчас объединили все библиотечные системы города, тем более что они активно превращаются из «книгохранилищ» в точки притяжения местных сообществ, становятся таким семейным местом – просто не все семьи в курсе, что у них под боком в микрорайонной библиотеке в выходные что-то интересное творится.

Новые филиалы библиотек (или старые, но прошедшие редизайн)  такие, что из них сутками не вылезал бы. Заведующая библиотечным центром «Охта» (это филиал библиотеки Маяковского, там покажут один из детских спектаклей) Ирина Суслова употребляет термин «шелтеризация». От английского shelter, «приют», «убежище»: библиотека становится местом, где самым разным людям уютно – хоть подростку, который может засесть здесь в зоне вайфая, хоть пожилому — прессу почитать.

В новой библиотеке Охта Lib (еще один филиал Маяковки) можно просто залечь на пуфиках, обложившись книгами. Охта Lib, кстати, тот случай, когда библиотека не борется с торговым центром – она просто в нем обосновалась, в «Охта молле».

Фестиваль уже не первый год заходит и на территорию Ленобласти. Как комментируют устроители, это и поддержка внутреннего туризма, знакомство петербуржцев с музеями вне Петербурга. Некоторые специально едут с детьми на концерт выходного дня в «Приютино», бывшую усадьбу первого директора Публичной библиотеки Оленина. Концерты там – обычное дело, но, говорит заведующая музеем-усадьбой Ольга Морозова, «мне кажется, что во Всеволожске не было никогда такого уровня концертной деятельности». Это потому, что у фестиваля принцип «все лучшее — детям»: например, если музыканты, то из Филармонии, из востребованных за рубежом ансамблей. Объясняют: «Мы стараемся привить высокую музыкальную культуру».

Сейчас, говорит Ольга Морозова, у нее одна проблема: разместить всех желающих. «Иногда приходится объяснять взрослым, что концерты имеют возрастное ограничение «для детской аудитории», – добавляет худрук Лидия Адэр. Взрослые парируют: «А чем я хуже детей?».

С музейным комплексом в Разливе дружат много лет. Музей «Сарай» – это уже не только место, где рабочий-большевик Емельянов в июле 1917-го прятал Ленина, но и адрес музыкальных встреч: «на эти концерты приезжают семьи с детьми из самых разных районов Петербурга».

«Совместить концерт и музейную площадку очень важно, – комментирует директор историко-культурного музейного комплекса в Разливе Наталья Коваленко. – Семьи с детьми считают нас музеем исключительно революционной тематики и не совсем представляют себе, что там можно делать с маленькими детьми».

Сейчас, рассказывает Наталья Коваленко, дети, которые побывали на концертах в Разливе в возрасте грудничков (многие мероприятия – «0+»), уже выросли до старшего детсадовского и младшего школьного возраста и стали постоянными посетителями.

Это стратегия такая: пригласить на разовое событие, чтобы семья распробовала и стала постоянным гостем. Например, в петербургский Музей почвоведения им. Докучаева на какое-то мероприятие пришли 75 человек, а потом больше половины потянулись на экскурсию по музею.

Фестиваль пройдет в двух форматах: очно и дистанционно. В офлайне – 80 мероприятий. Для онлайна специально создали десять музыкальных сказок, продуманных так, чтобы ознакомить детей с музыкальными инструментами – старинными, народными, инструментами из симфонического оркестра. Трансляции будут на страничке «Города муз» в сети «ВКонтакте».


#фестиваль #спектакль #концерт #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7018) от 28.09.2021 под заголовком «Ноль плюс».


Комментарии