Император под «шатром». Как реставрируют памятник Николаю I в Петербурге
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Больше года памятник Николаю I на Исаакиевской площади окружен строительным забором и укрыт лесами. Снаружи на баннерах информация о его истории. Глаз привык, кажется, так было всегда. Время потребовалось, чтобы оценить состояние прекрасного произведения искусства и чуда инженерной мысли - шестиметровой конной статуи на двух точках опоры.
КГИОП сообщил о завершении обследования монумента, которому в минувшем году исполнилось 160 лет. Нынешний год юбилейный для его создателя, 215 лет со дня рождения Петра Карловича Клодта.
Памятник, созданный по заказу сына Николая I и его наследника Александра II по проекту архитектора Огюста Монферрана при участии Петра Клодта, открыт в 1859 году.
Император изображен в парадном мундире лейб-гвардии Конного полка верхом на любимом жеребце по кличке Амалатбек. Пьедестал монумента украшен аллегорическими женскими фигурами, олицетворяющими Силу, Мудрость, Правосудие и Веру, с портретными изображениями императрицы Александры Федоровны и дочерей Николая I - Марии, Александры и Ольги.
Вблизи особенно заметно, что всадник неподвижен, даже статичен, а лошадь выразительная, «живая». Считалось, у Клодта «легкая рука» в литейном искусстве, он заведовал Литейным цехом Академии художеств. Но фигура Николая I при отливке не получилась, о чем свидетельствует собственноручный рисунок скульптора. Он честно признался, что первая отливка была неудачной, получил средства на вторую, ему разрешили задержать процесс и выполнить все заново. Но он пошел другим путем: отлил недостающие части, причем так виртуозно, что технологических швов не видно.
Как говорили современники, у Клодта любая идея обретала очертания лошади, его интересовало ее изображение. По первоначальному эскизу жеребец под седлом императора демонстрировал смирение, но в окончательном проекте конь пришел в движение. Клодт набил руку на скульптурах лошадей и для последней сделал все, что мог. Ее установка потребовала технического мастерства скульптора. Конная статуя Николая I в XIX веке считалась чудом, поскольку стояла на двух точках опоры.
Если учесть наш климат, экологию, транспортные потоки на Исаакиевской площади, возраст памятника, понятна тревога специалистов по поводу его состояния. Руки реставраторов в последний раз прикасались к нему сорок лет назад, о полном обследовании речи не шло, да и специальной техники, способной «заглянуть» под бронзовую оболочку, не было.
Еще до начала обследования звучали предложения, приводившие специалистов в ужас - памятник демонтировать и реставрировать в мастерской. В технологиях XIX столетия нет простых решений, но есть недостатки. Нынешний век более просвещенный. Так, теперь известно, что бронзу нельзя крепить гайками из черного металла, возникает коррозия.
На многие вопросы не было ответов: как конструкция крепится, каков запас ее прочности?
Инженерное мастерство скульптора проявилось прежде всего в безупречном расчете центра тяжести сооружения. Впервые для конных монументов он использовал идею отлить фигуру лошади, плинт, на котором она стоит, и закладные (опорные элементы) вместе. У Клодта была уверенность, что они совпадут.
Обследование показало: крепеж надежный, в основном не расшатан, выдерживает вибрационные нагрузки. Конь под императором не шатается, стоит как вкопанный.
Проблемы возникли с плинтом, на поверхности которого образовалась трещина. Пострадала и облицовка постамента, которая перестала быть монолитной, влага попадает в швы.
Как говорит глава КГИОП Сергей Макаров, доскональное обследование показало, что состояние памятника не настолько плохое, как предполагалось. В этом году начнутся реставрационные работы.
Не исключено, что к концу следующего года творение Клодта освободится от лесов.
Справка. На производство монумента ушло более 20 тонн бронзы, затраты составили 753 тысячи рублей серебром.
Монферран умер до строительства памятника, оставив рисованный проект. Пьедестал создавали скульпторы Роберт Зелеман и Николай Рамазанов.
Горельефы на постаменте рассказывают о важнейших деяниях царствования Николая I: в 1825 году - подавление восстания декабристов; в 1831 году - обращение к народу на Сенной площади во время холерного бунта; в 1832 году - награждение Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»; в 1851 году - осмотр Веребьинского моста во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.
Фонари возле памятника выполнены архитектором Робертом Вейгельтом. Ограду спроектировал Людвиг Бонштедт.
Фото Александра ДРОЗДОВА
Горельефы, запечатлевшие деяния Николая I, в числе которых его обращение к народу во время холерного бунта 1831 года (фрагмент на снимке), время пощадило. Реставраторам придется решать проблему с облицовкой постамента - в местах, где она утратила монолитность и пропускает влагу.
Запаса прочности хватило креплениям конной статуи с ее основанием. Всадник и конь под его седлом не шатаются. Трещина прорезала плинт, на котором стоит статуя (на снимке).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (6630) от 21.02.2020 под заголовком «Амалатбек и император».
Комментарии