«Илиада» исправит. Как проходят реабилитацию в Центре святителя Василия Великого?

В Эрмитаже они посетили зал Античности, затем читали рэп в музыкальной студии, участвовали в рыцарском турнире и в тренировке по бразильской капоэйре… Такой насыщенный день провели воспитанники Центра святителя Василия Великого. А затем подростки отправлялись в двухмесячный поход по северу России. Для части из них курс реабилитации после совершенного преступления заканчивается, и они возвращаются домой. Вместо исправительной колонии преступившие закон парни провели свой срок на Васильевском острове.

«Илиада» исправит. Как проходят реабилитацию в Центре святителя Василия Великого? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Центру в этом году исполняется 18 лет, учредил его в 2004 году приход храма Анастасии Узорешительницы. Сначала сотрудники центра вели работу в Колпинской воспитательной колонии. Потом решили, что гораздо эффективнее будет перехватывать ребят — не допускать их пребывания в заключении. Теперь некоторые из осужденных за правонарушения подростков прямо из зала суда направляются не в колонию, а на реабилитацию — в Центр святителя Василия Великого на Васильевский остров, — рассказал сотрудник центра Юрий Морозов.

Конфликт с законом, как тактично называют здесь совершенные тинейджерами преступления, происходил у них по самым разным поводам: кражи, грабежи, угон автомобилей, а также распространение наркотиков. Особенно частым это стало в последние годы. Около 20 процентов поступающих на исправление в центр парней наркозависимы. Сотрудники признаются: конечно же, это усложняет работу с ними.

Программа реабилитации включает в себя самые разные направления. Для каждого разрабатывается специальный курс психологической поддержки, особенно при работе с употреблявшими наркотики. В центре считают очень важной творческую реализацию воспитанников. Для этого здесь оборудованы керамическая и вит­ражная мастерские. В нынешнем году для ребят организовали музыкальную студию на базе ДК Кирова. Есть театральный кружок, ставили, например, «Щелкунчика» по сказке Гофмана. Для спортивных занятий оснащен тренажерный зал, одно из самых привлекательных спортразвлечений — тренировки по капоэйре, бразильскому виду единоборств.

При этом сам проходящий ре­абилитацию подросток творческое занятие для себя не выбирает, посещает каждую студию по обязательному расписанию. Воспитатели считают, что это расширяет возможности ребят к реализации себя в будущем. У этих парней в детстве многое было упущено, теперь надо наверстывать. Также для расширения кругозора — экскурсии в теат­ры, музеи.

Почему при посещении Эрмитажа в этот раз были выбраны для осмотра античные залы? — интересуюсь у Юрия Морозова.

— Знакомство с древнегреческой мифологией — это всегда интересно. Был и конкретный повод. В любом воспитательном процессе предусмотрена система поощрений и наказаний. За провинности иногда поручаю нарушителю вы­учить наизусть отрывок из «Илиады» в переводе Николая Гнедича. Я сам очень люблю это произведение. Так что многие воспитанники об экспонатах, представленных в этих залах Эрмитажа, уже были наслышаны, теперь увидели их воочию, — пояснил воспитатель.

Среди других наказаний: штрафное дежурство, уборка помещений, карантин — запрет на какое‑то время выхода из центра. Впрочем, школу воспитанники посещают в любом случае, причем учатся они не в центре, а в разных школах. Кто‑то в своей, где раньше учился, другим подбирают учебное заведение поблизости, на Васильевском острове. Расписание регламентировано. Воспитатели знают, во сколько заканчиваются занятия, время на дорогу тоже рассчитывается, и подростки должны возвратиться точно по времени, с опозданием не более 15 минут.

Конечно, бывает всякое, ангелами парней точно не назовешь. При этом даже при поступлении в центр настроены они обычно позитивно.

Получил условный срок с обязательным курсом реабилитации за оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании, а вообще — за неправильный образ жизни: ругаюсь матом, пью, курю. Иногда не могу трезво мыслить, — сам поставил себе диагноз в разговоре со мной Александр В., проводящий первый день в центре. — А вообще у меня все не так плохо: в колледже на сварщика учусь, даже пятерки есть, первый курс уже окончил.

Продолжать учебу в колледже Саше придется, находясь в реаби­литационном центре. И главное, к чему ему необходимо привык­нуть, — это к жесткому распорядку. Нарушать его нельзя. Случается, что после занятий в школе или колледже в центр кто‑то не возвращается. В этом случае сообщают в полицию о «потеряшке».

В случае серьезного нарушения правил распорядка последствия для подростка нехорошие. Как объяснили в центре, у них договорные отношения с родителями или опекунами ребенка. Воспитанник даже может написать заявление о том, что хочет покинуть реабилитационное заведение, не закончив полный курс, который рассчитан на 9 месяцев. Но альтернативой станет отправление в закрытое учебное заведение, в колонию — приговор с условным сроком, но обязательной реабилитацией может быть пересмотрен с назначением реального срока заключения.

Здесь же, хотя жизнь и организована по четкому расписанию, находится время и для встреч с родителями, родственниками. Воспитатели отмечают, что за время пребывания на реабилитации отношения с родителями у подростков улучшаются. Ребята уже не надоедают старшим своим неадекватным поведением, и те и другие начинают скучать друг по другу. Кроме того, психологическая служба работает также с родственниками воспитанников центра, ведь после завершения курса они возвратятся домой к ним.

Домой очень хочется, соскучился по маме. При нахождении здесь, дай Бог, раз в месяц встречаемся. Я уже окончил школу, собираюсь поступать в судостроительный колледж. Там конкурс, но у меня аттестат хороший, средний балл — четыре. Курс реабилитации у меня завершается, осталось пройти «Школу странствий» — это двухмесячный поход. А потом домой и в колледж, думаю, все у меня будет хорошо, — рассказал о своих ближайших планах Максим Б.

Летний поход по северным краям уже стал традицией для воспитанников Центра святителя Василия Великого. Программа весьма обширна. Сначала они едут на Соловецкие острова, затем перебираются в Мурманскую область. На знаменитом полуострове Рыбачьем, что у Баренцева моря, пройдут с палатками по местам боевой славы времен Великой Отечественной войны, на несколько дней остановятся на постой в Свято-Троицком Трифоновом Печенгском монастыре. Затем — горный поход в Хибинах, тоже с рюкзаками и палатками. Конечный пункт двухмесячной экспедиции — дача Кондопожского прихода в поселке Мунозеро в Карелии, там подводят итоги.

На выездах мы довольно час­то останавливаемся в монас­тырских подворьях. Просто потому, что группу с уголовным прошлым немногие готовы принимать. Как известно, в монастырь со своим уставом не ходят, поэтому при проживании там посещаем службы, иногда в чем‑то помогаем монастырю. Понятно, что там всегда находится работа. Хотя организация наша светская, программы воцерковления подростки не проходят, — отметил Морозов.

Одна из составляющих воспитательного процесса — отрыв подростков от гаджетов. При поступ­лении в центр на реабилитацию телефоны они сдают. Звонить могут только с разрешения сотрудника центра. Зато есть библиотека. Как считают воспитатели, отсутствие доступа к гаджетам стимулирует интерес к чтению литературы.

За судьбой своих воспитанников после завершения курса реабилитации воспитатели следят. По их данным, за последние 3 – 5 лет повторные преступления совершили 20 % выпускников цент­ра. Такой процент рецидива среди малолетних правонарушителей считается небольшим, у выходцев из колонии — в разы больше. Сейчас проходить реабилитацию здесь единовременно могут 15 человек. Немного. Но если программа эффективна, есть смысл ее расширять.

#подростки #закон #реабилитация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7215) от 21.07.2022 под заголовком ««Илиада» исправит».


Комментарии