Игры в «тетрис» и LEGO с панелью

Филипп Мойзер - немецкий архитектор, который руководит собственным бюро Meuser Architekten BDA и занимается исследованиями по городскому развитию. Кроме того, Мойзер основал в 2005-м издательство DOM publishers, специализирующееся на книгах по архитектуре.

Игры в «тетрис» и LEGO с панелью | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мэтр много лет изучает архитектуру и градостроительство в бывшем СССР, в том числе ленинградский опыт массового жилищного строительства. В 2018 году немецкий архитектор совместно с Дмитрием Задориным (нидерландский архитектор белорусского происхождения, магистр Делфтского технического университета) опубликовали исследование Towards a typology of Soviet Mass Housing («К типологии советского типового домостроения. Индустриальное жилищное строительство в СССР 1955 — 1991») - на русском языке.

«Я - преданный поклонник советского модернизма. Это вопрос моих личных предпочтений. Я считаю, что наше поколение ответственно за то, чтобы выявить и попытаться сохранить наиболее важные здания для потомков. Самое меньшее, что мы можем сделать, - описать их», - говорит он.

Филипп Мойзер в своей московской лекции, прочитанной в рамках международной выставки BTIMAT-2018, сравнил пять поколений индустриальных домов с популярными во всем мире играми: шахматами, домино, тетрисом, конструктором и пазлом. Оговорюсь, что это, скорее, аналогия, так как предлагается использовать не правила таких забав, а их элементы. Каждая из этих «игровых» моделей - более сложная.

Шахматная фигура имеет четкое предназначение. Конь или ладья - это модели простейших зданий. В доме-«фигуре» - фиксированное количество секций, почти ничего нельзя менять.

Домино, его фишки дают возможность комбинировать, и кто не строил из них в детстве домики? Костяшка домино - это зародыш блока здания. Они могут соединяться, изгибаться, использовать промежуточные элементы. Модули-«фишки» можно перемещать и комбинировать, получая хотя бы некоторое разнообразие облика здания.

«Тетрис» — помните эту компьютерную игру 1990-х годов? Там в стакан падали геометрические фигуры, составленные из кубиков. Пока фигура падала, ею можно было манипулировать. Если после падения кубики заполняли горизонталь, ряд исчезал. Филипп Мойзер видит в электронной игре продолжение идеи строительства из домино, просто фишки - более сложной формы. Минимальная единица на этом уровне - квартира, степень разнообразия в здании выше, чем на втором уровне.

Четвертая стадия - конструктор LEGO. Стереометрические формы элементов еще более изощренные. В арсенале архитектора появляется каталог разных панелей. Наконец, на пятом уровне - пазла - происходит отказ от стандартизации. Идет движение от целого к частному. Общий дизайн здания разбивается на блоки.

«Сегодня здания всех пяти поколений прекрасно сочетаются. Последующее поколение не вытесняет предыдущее. Что же нового в панельном строительстве в наши дни? Одна из тенденций - это строительство высотных зданий, состоящих из панелей. В некоторых странах такие панели производят из дерева. Кроме того, очень популярными становятся панели с оригинальными формами окон», - заметил он.

Эксперт считает, что для правильного использования продукции домостроительных комбинатов проектировщикам необходимо расширять свои теоретические, культурные, исторические знания. Не ограничивается исключительно инженерными решениями. Дизайн, эстетика, например, окраска панелей также важны.

«Вся работа архитекторов, в общем-то, заключается в том, чтобы преобразовать хаос города в некую систему. Порой нужно просто сделать паузу и подумать немного, не начинать строить сразу, как только у инженеров готов проект. Может быть, стоит сделать небольшой перерыв, перевести дух - и появится время поразмыслить о том, как сделать красивый дизайн», - заключил Филипп Мойзер.

#строительство #модернизм #СССР #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Игры с панелью».


Комментарии